Не удивляйтесь, если однажды на пороге вашего офиса или дома появится представитель Производственного отделения Златоустовские электрические сети филиала ОАО "МРСК Урала" - "Челябэнерго" и попросит представить договор энергоснабжения, акт разграничения балансовой принадлежности и справку о выполнении технических условий. Чем вызваны эти проверки? За разъяснениями мы обратились к директору Производственного отделения Златоустовских электрических сетей филиала ОАО "МРСК Урала" - "Челябэнерго" Виталию Юрьевичу Окуневу.
- Виталий Юрьевич, в последнее время представителями ПО ЗЭС проводятся массовые проверки режима потребления электроэнергии. Чем это вызвано?
- Все достаточно просто: представители ПО ЗЭС проверяют законность потребления электроэнергии организациями и гражданами, а именно наличие договора с ОАО "Челябэнергосбыт".
- То есть ваша организация контролирует процедуру заключения договоров ОАО "Челябэнергосбыт"?
- Нет, мы не контролируем коллег из сбытовой компании. Чтобы легче было понять суть происходящих процессов, я хотел бы немного остановиться на
структуре предприятий отрасли. Несколько лет назад в ходе реформы электроэнергетики некогда единая промышленная структура преобразовалась в несколько самостоятельных компаний по видам деятельности: генерация, транспорт и сбыт электроэнергии.
- "Челябэнергосбыт" занимается покупкой и сбытом электроэнергии?
- Верно. ОАО "Челябэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком для ряда потребителей Челябинской области, продавцом электроэнергии на розничном рынке.
- А какова роль Производственного отделения Златоустовских электрических сетей филиала ОАО "МРСК Урала" - "Челябэнерго"?
- Самая что ни на есть существенная. Наша компания обеспечивает доставку электроэнергии от электростанции до конечного потребителя, то есть в каждый дом, офис, магазин и так далее. Транспорт электроэнергии осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО "Челябэнергосбыт". Потребители сбытовой компании являются и нашими потребителями: тем, у кого есть договор энергоснабжения, мы обязаны доставить электроэнергию.
- А тем, у кого нет, не обязаны?
- По сути, нет, не обязаны. Но по технологическим причинам не все так просто. Мы доставляем электроэнергию широкому кругу потребителей. И несанкционированное подключение к сети создает возможность незаконного пользования электроэнергией.
- Это и есть цель ваших проверок - выявление недобросовестных потребителей?
- Да, но не только. По закону потребители, не имеющие подписанного обеими сторонами договора энергоснабжения, а также нарушившие порядок технологического присоединения к сети подлежат отключению. Кроме того, они обязаны оплатить нам электроэнергию, потребленную за весь период бездоговорного пользования.
- А при чем тут Производственное отделение Златоустовские электрические сети филиала ОАО "МРСК Урала" - "Челябэнерго"? Ведь вы сказали, что продавцом электроэнергии на территории ЗГО выступает ОАО "Челябэнергосбыт", а вы осуществляете только доставку?
- В силу действующего законодательства мы несем ответственность за сохранность доставляемого "товара". По итогам месяца определяется, сколько киловатт-часов было отпущено в наши сети, а сколько оплачено потребителями по заключенным договорам. Разница между этими объемами считается нашими потерями, которые мы оплачиваем по тарифу, значительно превышающему плату за наши услуги.
- То есть тот объем электроэнергии, который был потреблен без договора, покупает Производственное отделение Златоустовские электрические сети филиала ОАО "МРСК Урала" - "Челябэнерго"?
- Да, и к нам же переходит право требования платы за эту потерянную электроэнергию. Именно с целью выявления потребителей, не имеющих договора электроснабжения, мы и проводим проверки - находим ранее потерявшиеся киловатт-часы, делаем начисления, компенсируем понесенные убытки.
- Значит, потребителю, не имеющему договора, грозит отключение и оплата ранее потребленной электроэнергии? Оплачивает ли он еще какие-нибудь штрафы?
- За нарушение режима потребления электроэнергии предусмотрена административная и уголовная ответственность. Этим занимаются уполномоченные государственные органы. Мы же по определенной методике производим начисление за потребленную электроэнергию. При выявлении фактов бездоговорного потребления в соответствии с действующим законодательством потребителям делаются начисления исходя из полного использования всей присоединенной мощности. То есть презюмируется использование всех электроприборов 24 часа в сутки и 365 дней в году, кроме того, применяется максимальный тариф. Существует судебная практика, по которой удовлетворяются наши требования об оплате электроэнергии по указанной методике.
- Скупой платит дважды?
- Получается что не дважды, а много больше. Хотя я бы воздержался от использования слова "скупой". Действительно, есть злостные нарушители режима потребления электроэнергии, которые не платили и платить не собираются. Есть "умельцы", широко использующие "шедевры народного творчества": жучки, набросы, доучетные вводные кабели и т. д. Самовольные подключения производятся без соблюдения должных технологических и разрешительных процедур и, соответственно, являются потенциально опасными. От несанкционированных подключений страдают в первую очередь те, кто пользуется электроэнергией на законных основаниях. Ведь потребитель, незаконно подключающийся к сети, забирает часть мощности, что ведет к превышению максимально допустимой нагрузки. Результат - перегрузки в сетях и отключения потребителей из-за срабатывания систем автоматической защиты или неудовлетворительного состояния внутридомовых коммуникаций, снижение напряжения в сети ниже допустимого уровня. Таким образом, именно на тех, кто ворует электроэнергию, ложится максимальная доля ответственности за перебои в электроснабжении. В то же время существует ряд потребителей, не в полной мере понимающих специфику заключения договоров энергоснабжения, которые и хотели бы сделать все по правилам, но не знают как. Например, довольно часто встречаются случаи, когда вопрос энергоснабжения остался за рамками договора аренды помещения. Арендодатель не считает себя обязанным заключать договор энергоснабжения, а арендатор полагает, что раз ему передается помещение, то и электроэнергия в нем это что-то само собой разумеющееся.
- Как вы собираетесь бороться с несанкционированным потреблением энергии?
- Компанией взят курс на жесткую борьбу с хищениями электрической энергии. Уже существенно активизирована работа по выявлению потребителей, не имеющих договора энергоснабжения, путем проведения рейдов, а также с использованием определенных технологий. Сегодня мы имеем программное обеспечение, позволяющее выявлять точки поставки, по
которым идет несанкционированное потребление, а также контролируем правильность предоставления отчетов потребителей с помощью переносных пунктов учета электроэнергии.
В то же время нами принято решение не предъявлять штрафных санкций к потребителям, которые сами заявят нам об имеющихся нарушениях, сработать, как говорится, на перспективу.
- Простить всех недобросовестных потребителей?
- Да, все потребители электроэнергии, несанкционированно подключившиеся либо потребляющие электроэнергию с нарушениями режима энергопотребления, могут обратиться в Златоустовские электрические сети по адресу: г. Златоуст, п. ЗЭС, Управление ПО ЗЭС, кабинет N 3. Получить консультации специалистов можно в будние дни с 8 до 17 часов,
тел.: 8 (3513) 79-22-55, 62-50-92 или по единому телефонному номеру поддержки клиентов "МРСК Урала": 8-800-20-01-220 (звонок бесплатный). Им будет разъяснен порядок заключения договора энергоснабжения и оказана всесторонняя помощь в его заключении.
- В течение какого времени будет действовать данная "амнистия"?
- Освобождение от штрафных санкций за бездоговорное потребление при явке, так сказать, "с поличным" будет проводиться нами в течение марта 2011 года.
Принято решение не предъявлять штрафных санкций к потребителям, которые сами заявят нам об имеющихся нарушениях!