Главный режиссер "Омнибуса" Б. С. Горбачевский пригласил из Нью-Йорка для постановки спектакля театрального режиссера Арнольда Швецова.
Родился Арнольд в российском городе Адлере, но школьные годы провел в Риге. Студенческие же - в московском ГИТИСе, где и завязалась дружба между ним и Борисом Горбачевским. По окончании института долгое время Арнольд работал в столичном театре имени Н. В. Гоголя. В 95-м уехал в Америку, как сказал режиссер, "по творческим делам". Позже за ним - семья. Обо всем этом - беседа с А. Швецовым.
- Когда вы получили приглашение приехать в Златоуст, решение пришло сразу?
- Безусловно. Не было никаких сомнений. Борис Сергеевич меня раньше приглашал ставить спектакль в Таганроге. Позже мы потеряли связь, искали друг друга. И вот сейчас наше совместное творчество возобновилось.
К тому же после семи лет разлуки с Родиной, я очень соскучился по русскому театру. Вообще, русский театр - это для нас, актеров и режиссеров, дом, в котором мы ощущаем себя семьей. Пришедший новичок, вчерашний студент, растет в этой семье. В Америке же совершенно другая система. Там каждый сам себе хозяин. Почти нет театров с постоянной труппой. Мы вынуждены блуждать, подрабатывать где-то еще.
Наконец, здесь остались мои родные, друзья, коллеги. За четыре месяца я надеюсь успеть побывать не только в Златоусте, но и в Москве, где совместно с главным режиссером С. И. Яшиным мы поставим спектакль о Марлен Дитрих в театре имени Н. В. Гоголя. А также побывать в Риге и в Таллинне, где я встречу Новый год.
- На Урале вы впервые?
- Да. Я побывал и во Владивостоке, и в Прибалтике - объехал почти всю Россию. Но на Урале впервые. Златоуст какое-то особенное место: красота природы, пруд и эти сохранившиеся избушки среди кирпичных высотных домов. Я с удовольствием сюда приехал.
- Перейдем к самой пьесе. О чем она?
- Поскольку это детектив, я не буду раскрывать содержание пьесы. Но для "затравки" могу сказать, что женщина пригласила к себе домой мужчину. Попросила его пожить у себя какое-то время. А вот зачем это сделала и почему пообещала заплатить деньги - об этом зритель узнает, когда придет на спектакль. О чем? Я отвечу образно. На земле есть много мест, людских душ, которые надо очищать от скверны. И даже ангелам не всегда это удается.
Очень хочется, чтобы зритель, выйдя из театра, перед кем-то извинился, кого-то поблагодарил, то есть стал добрее. Вечная тема добра и зла. Предложенная театром пьеса мне понравилась. Но мое желание поставить ее, работать над ней усилили трагические события в Нью-Йорке 11 сентября. Это жуткое зло. Те идеи, которые я хотел отразить в спектакле, упрочились. Надеюсь, зритель поймет, что надо сохранять и ценить то, что имеешь, оберегать от скверны.
Русский народ очень талантлив и он не должен себя в чем-то принижать. Люди должны понять, какой ресурс, потенциал содержится в них. Американцы очень ценят культуру, образование русско-язычных народов, проживающих в США. Тот же театр, игра наших актеров на сцене для них - загадка. И, возвращаясь к вопросу - почему я приехал в Россию, потому что хочу поработать с русскими актерами. С ними я вырос. Американские актеры пытаются постичь, впитать систему психологического русского театра. Иногда им это удается: краснеть, бледнеть, то есть добиваются подлинного существования актера на сцене, которое является для нас основой. В этом сила русского психологического театра.
Надо, чтобы наш театр не "прогибался" и не менялся. В Златоусте ставят замечательные спектакли, затрагивающие зрителя. Кстати, здесь зритель особый. Я не помню, чтобы где-то еще люди после каждого спектакля аплодировали стоя, это бывает на бенефисах, на юбилеях, при встрече президента... Но после каждого спектакля... это потрясающе! Большое спасибо златоустовцам. Думаю, театр "Омнибус" заслуживает этой благодарности.
- Какие требования вы предъявляете к актерам?
- Требование одно - серьезная работа. Исполнители, играющие главные роли, - профессионалы, работают с рвением. У нас взаимопонимание, творческое согласие.
Но до премьеры о спектакле еще не могу говорить, так как не знаю, что еще получится. Это наше общее дитя. Каким родится оно и что получится, мы пока не знаем. Но... ждем.
- С чего начинается ваш день, каков его распорядок?
- Встаю около восьми часов, хотя репетиция с 11 часов. Но я должен привести себя в порядок, подготовиться, должен еще подумать. Засыпаю я поздно - в два часа ночи и позже. И это нормально... творческая работа. Практически каждый день репетиции с утра до вечера. Выходных перед выпуском спектакля у нас нет. А утро начинается с новостей. Как-то тревожно в мире, хочется узнать, что происходит в Америке. Все ли в порядке. А потом уже работать.
- Если бы у вас была возможность поставить другие спектакли, помимо пьесы "Условия диктует леди", на чем бы вы остановили выбор?
- Я бы, прежде всего, поставил пьесу "Айседора и Сергей" (о С. Есенине и А. Дункан), так как люблю эту историю о великих людях, о трагедии, произошедшей между ними. Действие происходит и в России, и в Америке. Я уже ставил в Нью-Йорке эту пьесу в театре Журбина. Дункан прекрасно играла Елена Соловей. Но прошел спектакль всего шесть раз, так как не было достаточных средств организовать прокат спектакля.
- Как вы считаете, надо ли приглашать режиссеров "со стороны"? Что дает такое сотрудничество?
- Рецептов нет. Кому как нравится. Театры, которые вынуждены выпускать за год много спектаклей, нуждаются в постоянном обновлении репертуара. Приглашенный режиссер может предложить интересный проект, новую идею. В этом есть своя польза. Каждый режиссер работает по-своему. Актерам дает разнообразие, свежесть в творческих отношениях. Труппа становится живее. Этот вопрос должен решать коллектив, главный режиссер, Борис Сергеевич приглашает, и я, думаю, правильно делает.
- Что, на ваш взгляд, вы смогли привнести в труппу?
- Наверное, радость. Поскольку я радостно принялся за эту работу, с желанием, верой.
- Были ли в вашей работе трения?
- Я бы не называл это трениями. Скорее, естественные производственные сложности, так как спектакль надо выпустить к сроку, вовремя сделать декорации, реквизит, достать материал для костюмов, определенную мебель. Вот, например, нашему спектаклю нужна обыкновенная продуктовая тележка из универсама. Мы ее не могли найти. Только директору театра, почетному гражданину города А. С. Романову удалось ее достать.
- Я имела в виду разногласия с актерами. Их еще не было?
- Почему еще? Я, надеюсь, что их и не будет. А должны быть?
- Актеры же темпераментные люди...
- Это мой мир. - Смеясь. - Я же не в спортивную команду пришел, где для меня все ново. Актеры, режиссеры, художники - это моя стихия.
А. ИЛЮХИНА.
"ЗР" 19.12.01