Свое, несомненно, победное шествие по сцене "Омнибуса" продолжает
премьерная постановка этой весны - народная комедия по пьесе Карло
Гольдони "Труффальдино - слуга двух господ". Интерес Заслуженного
деятеля искусств России, главного режиссера "Омнибуса" Бориса
Горбачевского к творчеству одного из трех корифеев итальянского театра
XVIII века (помимо Гольдони, это Гоцци и Альфьери) понятен: ведь на их
пьесах выросла русская национальная бытовая комедия
с просветительским уклоном.
Борис Сергеевич, как
всегда, точно и тонко
уловил саму метафизику
одного из лучших и
популярнейших произведений
Гольдони. Дело в том, что
автор не сразу писал
полные тексты своих комедий.
В начале он просто делал
сценарии, в которые
актеры путем импровизации
добавляли различного рода
забавные сценки и
словечки. В своих "Мемуарах"
Гольдони пишет, что не
хочет "заставить
исполнителей роли Труффальдино
говорить буквально мои
слова, когда они не имеют
ничего лучшего".
Отправляясь на премьеру,
надеялась, что наши актеры, в
первую очередь,
исполнитель главной роли Игорь
Вершинин буквально
воспримут это указание
великого Гольдони.
Разочарована не была:
давно покрывшийся
патиной времени, хотя,
бесспорно, не утративший
остроумной блистательности,
текст был шедро и
уместно разбавлен
"новодельными" шутками и
прибаутками, этакими
"отсебятинками". Зал замечал их сразу
и бурно радовался: знания
оригинала пьесы это не
требовало.
Не так давно
телевидение показывало спектакль
"Эй, Труффальдино!"
совершенно новаторский:
герои были одеты в белые
пиджаки со стразами,
яркие шорты и мини-юбки.
Горбачевский же -
здоровый консерватор и дальше
"отсебятинок" не пошел: к
классике, давно знает
златоустовская публика, он
относится с уважением, а
порой - и с трепетом.
Конечно, классика
бессмертна в любой обертке, но,
думается, он прав в том,
что слишком яркая и
продвинутая убивает аромат
ушедших эпох.
На сцене у режиссера
царит старомодная Италия
- броская, шумная,
балаганная. Конечно, актеры
изображают южан с разной
степенью убедительности,
но некая
"фейерверковость" постановки
цепляет внимание зрителя
сразу. Наиболее критичная
публика порой пеняла
нашим лицедеям за
излишнюю суматошность на
сцене: очень уж много бегают
и утруждают почем зря
голосовые связки. На этот
раз такая манера
выглядела органичной:
недостаточно динамичные сцены
подзарядились драйвом.
Словом, спектакль
вышел органичным и
добротным: великолепная
сценография питерского
художника В. Александрова,
продуманные костюмы Л. Файзуллиной и
соразмерная действу музыка (ее
подобрал режиссер) - все
это служит достойной
оправой убедительной и
"сочной" актерской игре.
Конечно, не обошлось без
oгрехов - простительных,
учитывая, что постановка,
выражаясь языком
газетчиков, делалась "с колес" -
в рекордно сжатые сроки.
Признаться, внушительную
фигуру Труффальдино
в исполнении Игоря
Вершинина поначалу все
время застил субтильный и
бешено темпераментный
образ главного героя,
созданный в кино
Константином Райкиным.
Поневоле все сравнивала
искусство служить двум хозяевам
одновременно... Потом
Райкин постепенно
забылся: пусть Труффальдино
Вершинина и не столь
мастерски блестящ
(профессиональные
"весовые категории", не в обиду будет
сказано, все же разные), не
"заморачивается" высокой
философией, зато
самобытен и, бесспорно, комичен.
У ловкача Труффальдино -
Вершинина интересы
вполне земные - вкуснее
поесть и попить, а если
получится - пофлиртовать с
женским полом.
И хотя понимаешь, что
этот шустрый пройдоха
отнюдь не Фигаро, он
вызывает сочувствие своими
незатейливыми
желаниями, азартным поиском
места под солнцем, а позже
- даже сопереживание. Ну
и, конечно, смех. Сцены с
попытками заклеить
письмо жеваным мякишем,
который все "соскальзывал"
в пищевод, и
"одновременного" обеда очень хороши
- в контексте комедии
читай: уморительны.
Играет Вершинин
вполне уверенно, а если и без
особого блеска, так зато его
Труффальдино - в меру
утрированный и
актуальный (не
пронафталиненный). Режиссер, делая
ставку на Игоря, каждому
из артистов дает шанс
показать себя с самой
выгодной стороны.
Впрочем, публика
расходилась очень довольная:
спектакль должен быть, в
первую очередь, зрелищен
- динамичным, ярким,
незанудным и желательно
смешным. "Слуга двух
господ" удовлетворил каждое
из этих требований.
Лучшее доказательство -
полные залы, которые до сих
пор (премьера состоялась
22 марта) собирает
спектакль. А в книге отзывов,
которая находится в фойе
"Омнибуса", множатся
записи типа: "Молодец,
Гоша! Так держать!",
"Спасибо за праздник!" и
"Приятных эмоций после
просмотра - масса..."
А. ТРУБИНА.
"Златоустовский рабочий"
16.04.2008