Александр Антонов - один из лучших и старейших актеров городского театра. В "Омнибусе" он работает уже 16-й год. До этого играл в челябинском ТЮЗе, в театрах Сибири и Абакана. На его актерском счету - около 280 ролей. До этой цифры Александр однажды дошел, подсчитывая роли к своему юбилейному вечеру. Далее считать не стал - сбился...
- Александр Леонидович, до приезда в Златоуст в вашем послужном списке значились театры разных городов. Были ли они похожи на "Омнибус", в который вы, ученик Наума Орлова, пришли в 88-м?
- Нет, у каждого театра было свое, неповторимое "лицо", - и у абаканского детского театра "Сказка", и у ТЮЗа... С самого начала работы в "Омнибусе" меня "зацепила" особая атмосфера, которая царила в этом театре - некий живой, молодой студийный дух, который дорогого стоит и без которого театр перестает быть театром.
- Вы помните свою первую роль с нашем театре?
- Конечно. Это была роль пьянчужки-забулдыги, который "встал на путь исправления". Спектакль назывался "Зимние свидания". Помню, что Владимир Неизвестный, тоже занятый в нем, в одной из сцен, где с моего героя берут клятву не пить, сымпровизировал: "Ешь землю!" Хоть этих слов в сценарии и не было, пришлось "есть"...
- Эта роль была самой первой. А какая из почти трех сотен последующих стала любимой?
- Любимая для меня та роль, над которой работаешь в настоящий момент. Она и любима, и - одновременно - ненавидима, но ведь эти противоречивые чувства человек испытывает ко многому в жизни. Так можно относиться даже к родной жене...
До сих пор помню свою роль в "Приключениях Буратино" - папу Карло. Я просто купался в этой роли, хотя сначала мне с ней было безумно трудно. Но потом все сказали: попал в "десятку".
- На мой взгляд, одной из лучших ваших последних ролей стал Сан Саныч из "Острова нашей любви и надежды". Сумели ли вы "разгадать" своего героя, понять, что он за человек?
- Я все еще продолжаю думать над этим. Пьеса Г. Соловского, хотя, на первый взгляд, казалась однодневкой, продолжает быть актуальной. Работа над этим спектаклем шла очень трудно, к премьере не покидало ощущение провала... Но на последних двух репетициях Борису Сергеевичу Горбачевскому удалось очень удачно расставить акценты, и никому из актеров не было стыдно за профессию - спектакль "прозвучал". Зрители целовали нам руки, шквал аплодисментов обрушился на сцену...
- Сегодня вы исполняете одну из главных ролей в "Доходном месте" Островского. Раньше вам уже приходилось играть в пьесах "русского Шекспира"?
- Я очень люблю русский театр, но до сих пор мне кромешно не везло на такие роли: нынче повезло в первый раз. На мой взгляд, пьесы Островского замечательны страстью, которой они наполнены. И такой же игры требуют они от актера - "на разрыве аорты".
В этом отличие русского театра от западного - у нас между персонажем и актером "невозможно просунуть иголку", а у них актер всегда несколько отстранен от того, что делает.
- На какие спектакли "Омнибуса" вы приходили не как актер, а как рядовой зритель?
- Я с удовольствием смотрел, и не один раз, "Сирену и Викторию", "Восемь любящих женщин" (радуясь малейшим подвижкам в игре женщин-коллег!). И "Дамское танго", где безумно интересно работает Любовь Вишневская, и виртуозно - наши молодые актеры. Я от души аплодировал Борису Сергеевичу за тончайшую режиссерскую вязь этого спектакля. Благодаря ей из слабоватой пьесы с неновым сюжетом получился прелестный авторский спектакль.
- В последнее время рядом с вами работает много новых актеров - труппа театра значительно "омолодилась". В ком из них вы, как профессионал, видите хорошие задатки, кому предрекаете сценическое будущее?
- В первую очередь, Максиму Фаустову. Когда он работал в "Гадком утенке", коллеги спускались из гримерок (редкий случай!) и из-за кулис наблюдали за его игрой. Он умеет что-то, чего не умеем мы... Свой профессионализм Макс доказал работой в "Доходном месте". Кроме того, он хороший товарищ и обаятельнейший человек.
В высшей степени востребована сегодня в театре и его жена Наталья: даже в "проходных" ролях она умеет раскрыть свой потенциал. Замечательно работают Игорь Вершинин, Вероника Небывалова, Юлия Литвиненко...
- Александр Леонидович, известно, что любая, даже самая маленькая роль - большое психологическое напряжение. Как вам удается с ним справляться?
- Я много читаю, сегодня - "Особняк" Фолкнера, который стал для меня потрясением и открытием. По мощи, глубине Фолкнера можно сравнить с Маркесом: такая же потрясающая романная техника.
Очень люблю писать письма, собирать грибы - я заядлый "тихий охотник". И рисковый: могу съесть незнакомый гриб!
- Какую роль вы мечтаете сыграть?
- Я вообще мечтатель, хотя очень не люблю в себе этого качества. Но Обломов у нас у всех в крови...
Раз ты актер - должен действовать, говорю я себе. Как у Станиславского: "Сегодня ты - Гамлет, завтра - статист". Стараюсь не строить иллюзий - отказ ранит слишком больно, поэтому всегда "ношу" при себе "губозакатывающую машиночку". Я радуюсь тем ролям, что у меня есть. И практика показывает, что лучшими бывают именно те роли, которые "сваливаются" неожиданно.
- Совсем недавно вы получили ежегодную городскую театральную премию "Бенефис". И когда вам ее вручали, вы выглядели счастливым...
- Хотя я, по Чехову, "испытываю неудобство, когда меня хвалят", в тот вечер мне было, действительно, очень приятно: "Бенефис" - своя, по-домашнему теплая награда. Хотя наш театр и бывает частенько на гастролях, главная работа и силы всегда предназначены в первую очередь Златоусту. Поэтому получить такую высокую оценку своего труда от горожан необыкновенно радостно: значит, ты нужен людям, значит, не зря живешь...
А. ВАТРОПИНА.
"Златоустовский рабочий"
22.11.03
Лично зная Александра Леонидовича могу сказать, что он талантливейший актер, замечательный учитель и просто хороший человек.
Приветствую Вас, Александр Леонидович! Совершенно случайно забрела на театральный сайт и, пусть с запозданием,но поздравляю Вас со всеми случившимися НАГРАДАМИ и БЕНЕФИСАМИ.
(Господи!, как же я скучаю по театру! Вернее, по тем восхитительным запойным творческим мучительным сезонам работы в нашем "Омнибусе". Жаль, что "не вступить в одну и ту же реку дважды").
Здоровья Вам и счастья!, дорогой Саша!
С.В.