Когда приближается новый
театральный сезон в нашем "Омнибусе",
тебя невольно посещает радостное
волнение: что-то там, в недрах театра,
готовится для нас, зрителей?!
С первых секунд, прямо от
парадного входа, от вешалки - замечаешь
по всему: тебя здесь ждали.
А то, что тебя, зрителя,
уважают, тобой дорожат,
ты понимаешь, открыв
программу премьерного
спектакля: А. Островский.
"Доходнее место". Русская
классика - богатая и
серьезная "пища" для ума,
сердца и души. Игровой
философский и
жизненный урок от Островского
оказывается и сегодня
очень уместным и
одновременно тревожным.
Почему? Так ведь Островский,
наверное, высмеивая
пороки прошлого века:
чинопочитание-лизоблюдство,
взяточничество, унижение
человеческого достоинства,
браки по расчетам,
надеялся, что будущее общество
их изживет. Увы.
Написанная им комедия сегодня
смотрится драмой. И
сегодня деньги, положение,
посты, портфели далеко не
всегда принадлежат самым
достойным членам
общества, чаще наоборот.
Доходные места достаются
или "организуются" вне
зависимости от
способностей человека. Побеждают
изворотливость,
влиятельные родственники - "свои
люди"! Красноречиво и
глубоко психологично эти
образы сыграны в
спектакле актерами А. Конопицким,
Ю. Чулошниковым,
В. Тимошенко.
Еще один актуальный
вопрос звучит в пьесе остро,
драматично и,
конечно, современно: "Легко ли
быть молодым?". Как
утвердиться в жизни,
принести пользу обществу, быть
опорой семье? Особенно
это касается мужской
половины общества. Как
сложно, а порой
невозможно сегодня мужчине
соответствовать своему статусу
- главы семьи, сохраняя
самоуважение, да еще и
соответствовать финансовым
и деловым меркам жены.
Да, кстати, женская
половина зала не раз узнавала
себя в действиях, репликах
героинь, прекрасно
поданных актрисами О. Зацепиной,
Ю. Литвиненко,
В. Небываловой. Наряды,
богатство - любой ценой!
Слава богу, что вечное
остается неизменным.
Нельзя купить ум,
достоинство, честь, любовь.
Хотя так легко потерять
себя в силу сложившихся
обстоятельств и слабовольного
характера... Это и
случилось с претендентом на
"героя" Василием
Жадовым. Актер М. Фаустов
переносит смятение
своего персонажа в мимику
движения, эмоциональный
фон драматургического
текста. Еще и еще раз
звучит мысль: "Какая это
сложная штука - жизнь"!
Многогранность этой
философской квинтэнссенции
воплощена на сцене
"Омнибуса" мощно и
одновременно ненавязчиво, без
театрального перехлеста.
Главному режиссеру
театра Б. Горбачевскому
вновь удалось при
прочтении классики своими
режиссерскими решениями
обогатить восприятие и
действий, и мыслей. Вновь
дать зрителям пережить ни
с чем несравнимое
состояние соединения
зрительного зала и сцены.
Безусловным является участие в
этой магии театра
художника М. Колмагорцевой,
хореографа В. Чертовой,
музыки Д. Шостаковича и
всех, всех, кто готовил
спектакль к премьере до
момента, когда мы,
зрители, увидели этот свет за
рампой, и он заставил
сильнее биться наши
сердца.
Н. ГЛЫБОВСКАЯ.
"Златоустовский рабочий"
18.10.03