Прошедший 83-й сезон в
Златоустовском государственном
драматическом театре "Омнибус"
(так теперь именуется наш театр), был
очень интересным и насыщенным: 4
пpемьеры за сезон, участие в пяти
фестивалях в разных регионах
страны и даже за ее пределами, о чем
наши зрители уже были информированы.
Пролетело лето, а вместе с ним и отпускная пора.
И вот мы уже готовимся к встрече с вами,
наши уважаемые земляки, к открытию нового сезона.
Как всегда, перед началом сезона хочется
поделиться планами театра, рассказать о тех премьерах,
которые увидят наши зрители.
Открытие сезона
состоится 10 октября,
и уже по сложившейся
традиции ознаменуется
премьерой. После 18-летнего
перерыва в репертуаре
театра вновь появляется имя
замечательного русского
драматурга Александра
Николаевича Островского, чей
180-летний юбилей
отмечается в этом году. Творчество
этого драматурга -
исключительное явление в
истории и русской литературы,
и русского театра, и
мировой культуры в целом. Он
оставил грядущим
поколениям около 50 пьес,
отражающих почти 300-летний
период в истории России, а
актерам - свыше 700 ролей,
дающих простор для
творческого самовыражения.
В истории нашего театра
творчество А. Н. Островского
занимает довольно
весомое место. Достаточно
вспомнить о том, что
первым спектаклем
профессионального театра в
Златоусте был "Лес" по его пьесе.
За 80 с лишним лет на
сцене нашего театра нашли
воплощение многие пьесы
драматурга, некоторые из
них ставились несколько раз.
А вот "Доходное место"
промелькнуло в истории театра
только один раз - в 1931 году.
И вот зрителям предстоит увидеть
новую работу театра: спектакль
"Доходное место" по пьесе
А. Н. Островского в постановке
главного режиссера театра Б. С. Горбачевского.
Есть и еще одна юбилейная дата.
Пьеса была написана драматургом в
1856 году, опубликована через год,
а первая премьера ее состоялась
27 сентября 1863 года в Петербурге
на сцене Александринского театра,
то есть ровно 140 лет назад.
Эта пьеса в творчестве А. Н. Островского
занимает особое место. Именно с
"Доходного места" пошло разрушение
стандартного суждения об Островском
как о бытописателе Замоскворечья,
воспевающем патриархальную старину.
Он свободно переходит в этой пьесе
из одной социальной сферы в
другую, оценивая и состояние
общества в целом, и представляя
типы людей из разных слоев
с их характерными чертами,
показывая в драматических
ситуациях, отмеченных
печатью времени, его
тревогами и проблемами. А
познакомиться с такими типами
людей у А. Н. Островского
была возможность. Когда,
будучи студентом
юридического факультета
Московского университета, он не на
шутку "заболел" театром,
его отец, надеясь отвлечь
сына от занятий литературой
и театром, определил
его на работу в суд. Перед
молодым Островским
предстала бездна человеческой
низости, дрязг, обмана,
преступлений. И рядом с этим,
хотя и куда реже -
благородство, душевная широта и
щедрость. Кого только не
перевидал драматург, сидя
за столом в мундире
мелкого канцелярского
чиновника: купцов, мещан,
крестьян, иногда даже дворян.
Какое разнообразие лиц, жестов,
мимики! А какие обороты речи!..
Сам Островский говорил так:
"Не будь я в такой передряге - пожалуй,
не написал бы "Доходного места".
Так что затея отца неизмеримо
помогла ему как литератору, поскольку
этот опыт пригодился в создании и других пьес.
Наверное, в народности и достоверности человеческих
характеров героев пьес А. Н. Островского и
заключается их сценическое долголетие и актуальность,
несмотря на "почтенный возраст".
В центре сюжета пьесы судьба молодого человека
Василия Жадова, который с полным правом мог бы
повторить вслед за Чацким
(А. Грибоедов "Горе от ума")
"Служить бы
рад - прислуживаться тошно".
Как сложится дальше его жизнь:
сломается ли он под давлением обстоятельств
или останется верен своим принципам
несмотря ни на что, зрители узнают,
посмотрев новый спектакль театра.
Думается, что эта проблема нравственного
выбора, актуальная в XIX веке, к
сожалению, остается таковой и в
нашем XXI. Именно этой актуальностью
пьесы и современным звучанием
руководствовался главный режиссер
театра Б. С. Горбачевский (он же и
ставит этот спектакль), когда брал
ее в репертуар театра (художник-постановщик
спектакля М. В. Колмогорцева, хореография:
В. В. Чертовой). В спектакле заняты
актеры: А. Антонов, В. Борисов,
И. Вершинин, Ю. Вялков, О. Зацепина,
А. Конопицкий,
А. Куров, Ю. Литвиненко,
В. Небывалова, В.
Неизвестный, А. Плакунов,
В. Тимошенко, М. Фаустов,
Н. Фаустова, заслуженный
артист РФ Ю. Чулошников,
В. Шакирова, Д. Шафигуллин.
Итак, мы приглашаем
златоустовцев на премьеру
спектакля "Доходное место"
по пьесе А. Н. Островского
- 10, 11, 12, 24, 31 октября,
а далее следите за рекламой.
Кроме этой премьеры, в
новом сезоне нашим
зрителям будут представлены и
другие спектакли,
которыми пополнится репертуар
театра. Прежде всего, это
новый театральный урок
И. А. Кручининой
"Приглашение в театр", премьера
которого состоится в
декабре. Юных зрителей в
новогодние каникулы ждет
встреча с одним из самых
любимых и популярных
героев русского фольклора -
Емелей в сказке В.
Новацкого и Р. Сеф "Емелино
счастье". После новогодних
представлений начнутся
репетиции новой комедии
и В. Гуркина "Кадриль",
премьера которой
состоится в феврале. А в апреле мы
пригласим зрителей на
премьеру спектакля "Свадебная
феерия" А. П. Чехова. Это
творческий заказ Дома-музея
А. П. Чехова в Ялте, где
мы показывали нынче
"Чайку". Новый спектакль
уже сегодня имеет
приглашение на ялтинский
фестиваль, который состоится в
апреле 2004 года. На завершение
сезона театр
планирует еще одну премьеру для
детей. Это будет сказка
Л. Устинова и О. Табакова
"Белоснежка и семь гномов".
Параллельно со сказкой
начнутся репетиции спектакля
"Ущелье крылатых коней"
по пьесе нашего земляка
К. Скворцова. Премьеру
этого спектакля
златоустовцы увидят в дни
празднования 250-летия
Златоуста - в сентябре 2004 года.
В группу театра пришли
новые актеры Игорь
Вершинин и Вероника Небывалова.
С ними наши зрители
познакомятся на премьере
"Доходного места".
Л. ПОЖИДАЕВА,
руководитель литературно-драматической
части театра "Омнибус".
"Златоустовский рабочий"
4.10.03