Современные художники и граверы продолжают и обогащают традиции мастеров художественной обработки металлов, некогда прославивших город на реке Ай во всем мире, - Ивана Бушуева, Ивана Бояршинова и их талантливых учеников.
Убедительным подтверждением развития искусства златоустовской гравюры на стали может служить предложение Центрального военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге организовать осенью этого года экспозицию оружия. Для златоустовцев это будет уже вторая подобная выставка. Первая прошла в 1999 году под названием "Златоуст - город мастеров" и вызвала не только огромный интерес знатоков, но и восторженные отзывы большого количества посетителей. Нынче в годовщину празднования 300-летия северной столицы России и своего трехвекового юбилея Военно-исторический музей вновь решил устроить крупнейшую (на площади в 300 квадратных метров) демонстрацию достижений златоустовских мастеров.
Сейчас в Златоусте работает около 30 предприятий и фирм, занимающихся художественной обработкой оружия и другими видами гравюры на стали. Большая их часть откликнулась на предложение городского оргкомитета выставки, который возглавил мэр Петр Мигашкин.
- В середине лета к нам приезжал главный хранитель коллекции украшенного оружия Военно-исторического музея Александр Кулинский, - рассказывает член рабочей группы по подготовке выставки Светлана Куликовских. - Обговорив технические моменты, проехали по всем мастерским Златоуста. Петербуржца удивили последние работы наших ведущих художников и граверов. По его мнению, многие из них достигли мирового уровня мастерства.
Уже сегодня ясно, что на выставке в Санкт-Петербурге представят свои оригинальные изделия мастерские "ЛиК", "Практика", "Формула", "АРТ-грани", "АиР", Златоустовская оружейная фабрика и другие фирмы. Все они участники отечественных и международных специализированных выставок украшенного оружия.
По мнению Светланы Куликовских, всплеск художественно-граверного мастерства в Златоусте обусловлен двумя факторами. Во-первых, под этот вид искусства "подвели" хорошую научную базу, чего удалось добиться благодаря многолетней и плодотворной работе многих искусствоведов, в том числе Михаила Глинкина (Москва), Бориса Павловского (Екатеринбург). Весом вклад также златоустовских ученых и краеведов. Применяя на практике их рекомендации и научно обоснованные технологии, большинство граверных предприятий благополучно избежало ремесленничества. Во-вторых, сказалась вузовская подготовка высококлассных специалистов, за которую взялся местный филиал Южно-Уральского университета. Он уже семь лет готовит универсальных специалистов и руководителей художественно-граверных мастерских.
Валерий ЕРЕМИН
"Челябинский рабочий"
5.09.03