"Итак, коль краткость есть душа ума, а многословье - тело и прикрасы, то буду сжат..." Знакомьтесь: Анатолий Конопицкий, уже пять лет - актер театра "Омнибус". Родом из Ташкента. Любит классические роли, свой театр и рыбалку.
Хотел бы сыграть Ростана. Обладатель красивого глубокого баритона. Считает, что театр - мозаичный калейдоскоп, и каждый актер - сверкающее своим цветом стеклышко в общей картине...
Отчаявшись следовать шекспировскому мудрому совету, мы проговорили с Анатолием Николаевичем до темноты: несмотря на только что сыгранный спектакль, артист был бодр и общителен. Он оказался настолько интересным, думающим и открытым собеседником, что вместить обаяние его личности в краткие формулировки никак не удалось...
- Анатолий Николаевич, как судьба забросила вас в наш город?
- После окончания ташкентского театрально-художественного института и службы в армии я много ездил по стране. Работал в театрах Вологды, Костромы, Калининграда, в челябинском ТЮЗе... В "Омнибус" приехал из рязанского театра, в котором к тому времени проработал три года и имел хороший репертуар - играл Годунова, князя Шуйского...
А моя "тяга к перемене мест" объясняется просто: я ухожу, когда вижу, что режиссура театра исчерпала себя. У каждого режиссера есть свой потенциал, и когда он на исходе, театр начинает "загнивать". Это произошло и в Рязани: театр, из которого, кстати, "вышел" Ливанов-младший, начал напоминать стоячее болотце. Тогда же, поехав в Москву к другу, я встретился там с Борисом Горбачевским и принял его приглашение в труппу "Омнибуса".
- Вы не пожалели о своем выборе?
- Ничуть. Я считаю, что Горбачевскому удалось раскрыть новые грани моего творчества, мне интересно с ним работать. Главным образом и потому, что он ставит умные, "непроходные" спектакли, дающие толчок мысли зрителя. На это способна только большая творческая личность.
- В чем, на ваш взгляд, секрет успешной работы "Омнибуса"?
- В слаженности работы тандема Романов - Горбачевский. Вместо борьбы за главенствующее положение, как это часто бывало между директором и главрежем в других театрах, где я служил, они трудятся на общее благо, каждый в своей сфере. Приехав из Рязани, я, например, был поражен отлаженности работы всех цехов...
- Златоустовский зритель чем-то отличается от других?
- Все зависит от работы актеров в спектакле, от того, выполнена ли идея режиссера, удалось ли ему, как Родену, просто "отсечь лишнее". А зритель - он везде одинаков. Его просто нужно заставить поверить в то, что происходит на сцене.
Единственное: златоустовский зритель воспитан театром, но не избалован им, как, скажем, москвичи или челябинцы.
- У актеров принято спрашивать о любимых ролях...
- А они обычно отвечают: все мои роли - как дети, одинаково дороги. Вот и я - не исключение. Главное, чтобы роль была мне интересна. До сих пор помню роль Косого из "Ночной повести". Тогда из бандита мне нужно было "сделать" просто человека.
Дороги мне Мальволио из "12-й ночи", Индийский петух, как это ни странно, из "Гадкого утенка"... Это было интересно - найти "душу" роли, раскрыть ее и показать зрителю так, чтобы ему было приятно, чтобы не было у него чувства неловкости от беспомощности актеров на сцене. Это все равно, что видеть, как женщина на улице падает - неловко и жаль...
- Как вам работается с приглашенными режиссерами?
- Ни с одним режиссером сразу не работается легко и свободно. Это, как одежда: ее нужно примерить, пообвыкнуться, прежде чем она станет удобной. Приглашенные режиссеры создают театру многоголосье, многоцветье, привносят в него новый дух, хотя актеры и остаются прежние - и это здорово.
Я работал с А. Соколовым, В. Злобиным, А. Швецовым. По-моему, нам удалось найти контакты. Как говорил мне один режиссер: "Не говори - "понял", а пойди на сцену и сделай!".
- Кого вы хотели бы сыграть?
- Я лично знаком с артистом Евгением Лебедевым, люблю его игру. Так вот он всегда мечтал сыграть короля Лира - не просил роли у режиссера, но всегда готовился к ней... Мне хотелось бы играть классические роли, думаю, классика всегда будет современна: душа-то человеческая не меняется...
- Не будь вы актером, какие спектакли "Омнибуса" вы пришли бы посмотреть второй раз?
- "Остров нашей любви и надежды", "12-ю ночь", "Условия диктует леди...". Новый спектакль, "Кьоджинские перепалки", смотрел бы...
- Кем вы, не будь актером, могли бы стать?
- У Жана Габена было, говорят, 85 профессий. У меня их тоже немало: имею высшие разряды электросварщика, киномеханика, судоремонтника, слесаря-ремонтника... Если что, не дай Бог, конечно, без работы не останусь.
- Чем вы занимаетесь вне работы?
- Люблю музыку, оперное пение, много читаю. Люблю рыбалку, хорошо готовлю - это помогает и эмоционально отдохнуть после спектакля. Меня бы в "Кулинарный поединок" - тем более, что мы с Димой Назаровым знакомы.
- Что читаете сейчас?
- Потрясающие стихи и драмы игумена Иоанна (в миру Игорь Экомцев), постоянно читаю Библию.
- Что дает вам ваша профессия?
- Не буду, заламывая руки, отвечать, как Борис Моисеев.
"Вы женаты?" - спросили его. - "О, да! Моя жена - сцена!"
Тем более, что я разведен. Скажу просто: театр дает мне почти все. Это мой кусок хлеба - и в физическом смысле, и в духовном.
А. ВАТРОПИНА.
"Златоустовский рабочий"
27.03.03