Девять старшеклассников, участвовавших в областной олимпиаде "Шаг в будущее", вернулись домой с призами и дипломами. Семеро из них были отмечены жюри. Казалось бы, соревноваться с лицеистами и гимназистами областного центра нелегко, однако первые два места в секции "обществознание и право" завоевали златоустовские школьницы.
Елена Суханова (научный руководитель В. Н. Залога) из школы N 4 заняла первое место и получила стипендию ученого совета ЮУрГУ, а второе место у Инги Хрол из школы N 25 (научный руководитель кандидат исторических наук И. В. Семенченко).
- Считайте себя студенткой ЮУрГУ, - сказали 11-класснице И. Хрол и зачитали приказ о внеконкурсном зачислении на факультет экономики и права. Теперь ей осталось только успешно сдать школьные ЕГЭ.
Дмитрий Дисинчук из школы N 34 написал "Историческую характеристику спецслужб ВЧК-КГБ-ФСБ" и был награжден роскошной книгой на эту тему.
- Опрос показал, - говорит Дмитрий, - что люди не знают истории спецслужб, и я решил ее исследовать.
Школьники не только вникают в малоизвестные события, но и вносят деловые, конкретные предложения. Анна Мисова из школы N 36 (научный руководитель Заслуженный работник музея Ю. П. Окунцов) написала про "Новый подход к показу златоустовской гравюры на стали". Осветив историю появления и развития гравюры и узнав у посетителей музея, что им хотелось бы знать больше об этом, она предлагает в экспозицию включить восковые фигуры, элементы театрализации, показ фильмов, выставку-продажу изделий современных фирм.
- Подобные музеи должны быть живыми, - утверждает Анна. - И все это будет способствовать развитию туризма.
Практические выводы в своей работе "Эти "безобидные" мультяшки" делает Ксения Шубина (школа N 10). Под руководством школьного психолога Л. К. Царевой она провела опрос детей и родителей, анализировала детские рисунки, посещала компьютерные залы, где играют дети, и доказала влияние на детскую психику и мировоззрение мультфильмов, которые смотрят подряд, без отбора.
- Надо заострить внимание мам и пап на необходимости общения с детьми, совместного просмотра и выбора мультфильмов и компьютерных игр, - таково заключение в работе и еще заслуживающее внимания предложение: "Нужен компьютерный клуб для детей, где не просто дают напрокат диск с игрой-боевиком, но формируют вкус к развивающим играм".
Третий год занимается под руководством доцента ЗФ ЮУрГУ А. Н. Жигаловой Алла Дерябина. Год от года углублялись исследования. Итоговая работа - "Лекционно-наглядные средства обучения химии".
Химия - предмет серьезный. Как родилось подобное увлечение, да еще темой столь специфического направления? Оказывается, "виновницей" стала начинающая школьная учительница химии, которая так старалась вызвать интерес к своему предмету, что ученица записалась в НОУ именно в секцию химии.
Кстати, фамилия Дерябины звучит в НОУ уже несколько лет. Вадим Дерябин, ныне студент ЮУрГУ, добирался со своими исследованиями по физике до Обнинска, а потом в НОУ ему на смену пришла сестра Алла.
Илья Балабанов занимается прикладной физикой под руководством кандидата технических наук ЮУрГУ А. И. Сопина. Первоначально восьмиклассник удивил Анатолия Ивановича: в школе только прикоснулся к предмету - и сразу в НОУ, а тут серьезная работа. Но недаром же его учительницей является Н. Т. Трушкина, которая не только что детей - взрослых коллег может удивить и заинтересовать законами физики.
Можно очень долго говорить об одаренных школьниках, их работах. Одни из них уже четко определились в выборе профессии, других пока захлестывает богатство мира. Так, Илья Корогодин, получивший диплом III степени (первого места не было) за работу по программному обеспечению и компьютерным технологиям, на вопрос анкеты участника олимпиады, кем хочет стать, написал: физиком, математиком, психологом, хирургом, экономистом, музыкантом... Вот такой широкий диапазон интересов.
И Матвей Нохрин (его научный руководитель по информатике тоже Л. В. Харина) пока не выбрал что-то одно: микробиология, генетика, программирование - все интересно для приложения сил в будущем, и время для выбора у обоих еще есть. Радует, что интерес к наукам начинается в школе, где есть кому бросить искру в ум школьника, и что есть научное общество учащихся, где эту искру могут превратить в пламя.
И. НИКОЛАЕВА.
"Златоустовский рабочий"
15.02.03