Лекарство от скуки
"Бал воров" Жана Ануя в златоустовском драматическом театре "Омнибус"
Жан Ануй - один из лучших драматургов Франции прошлого столетия - оставил творческое наследие едва ли не в полсотни пьес. "Черные пьесы", "новые черные пьесы", "костюмированные пьесы", "розовые пьесы", "блестящие пьесы", "колючие пьесы" - это классификация самого драматурга. На российской сцене чаще других идут "Антигона" и "Жаворонок" - о Жанне д'Арк. "Бал воров", на первый взгляд, не имеет ничего общего с этими экзистенциальными трагедиями выбора. Костюмированная комедия, где воры переодеваются в испанских грандов, аристократы - в грабителей, карманник влюбляется в дочь лорда, бал воров оказывается балом цветов и т.д. Все это происходит на модном французском курорте, обитатели которого, как и положено, изнывают от скуки: "Ах, Виши - это страшная дыра."
Тема скуки в "Бале воров", как тема рока в опере "Кармен", определяет все. А место цыганки с табачной фабрики занимает аристократка постбальзаковского возраста - леди Хэф. Ведущая актриса "Омнибуса" Любовь Вишневская играет в ней гремучую смесь Фауста в юбке ("Мне скучно, бес!" - ее героиня могла бы сказать такое) и Коко Шанель в старости ("Я скучаю, как старая болонка" - вот это как раз из монологов леди Хэф). Вообще желающим понять, что такое актерская виртуозность, изыск, гротеск и невероятная смелость, надо съездить в Златоуст и посмотреть Любовь Вишневскую в "Бале воров". Невероятные туалеты, все эти перья, парики, шляпки, трости, мундштуки, жемчуга, кружева, невероятные сочетания цветов (красное платье и голубой парик -каково?), перепады интонаций и состояний. Актриса очень точно чувствует жанр комедийного гротеска, и на ее сценах зал заходится от хохота (вообще я давно не был на спектакле, где зал не просто много смеется, а временами просто стонет от хохота - на "Бале воров" происходит именно это). Но (и в связи с этим можно говорить не только об актерской виртуозности, но и глубине и тонкости) в мгновения между феерическими эскападами эскцентричной гранд-дамы вдруг играется не скука, а тоска. Тоска по несостоявшемуся, несбывшемуся и уже невозможному. Верная жанру актриса не обременяет этим комедийную стихию спектакля, а лишь придает особый объем и особую глубину роли, делая свою леди Хэф совершенно незабываемой.
"Бал воров", открывший в минувшую пятницу новый сезон на большой сцене "Омнибуса", поставили режиссер Б. Горбачевский и художник М. Колмогорцева. Именно они в прошлом сезоне удивили и обрадовали глубоким прочтением чеховской "Чайки" на малой сцене (Л. Вишневская там играет Аркадину). Замечательно, что творческий дуэт режиссера и художника умеет ставить (и главное решать!) совершенно разные сценические задачи. После почти эталонного психологического театра - стихия театрального гротеска, эксцентрики, сокрушительного, но не бессмысленного веселья. И как по-новому раскрываются знакомые актеры! О. Заславская, привычная в ролях лирических героинь, вдруг оборачивается роковой красоткой, женщиной-вамп (ее героиню зовут Ева). Абсолютно буффонадную, уморительно смешную парочку дебилов с сигарами, Дюпон-Дюфоре-отца и сына, играют Ю. Вялков и Д. Шафигуллин (последний написал еще и песни для зонгов, автор музыки к которым - А. Романов). Истинный лиризм играет в своем влюбленном карманнике Гюставе В. Борисов. Мастера психологической драмы Ю. Чулошников (лорд Эдгар) и А. Конопицкий (Петербоно) и в комедии остаются мастерами.
После слов восхищения надо заметить, что премьерный спектакль все же оказался неровен: были сцены невероятно заразительные, а были никакие (особенно в первой половине первого действия и во второй части второго), когда все начинало тормозить и глохнуть. Неравноценны костюмы (есть блестяще-театральные, а есть неуместно-бытовые), не всегда органичны музыкально-хореографические номера. Думаю, многое исправится и найдет верное состояние в процессе сценической жизни спектакля. Жизнь должна быть успешной: восторженный прием премьерного зрительного зала обещает именно это. И зал-то ведь был переполнен, так что гостям, нагрянувшим из Челябинска, пришлось ставить стулья в проходе. А гостями были не только журналисты и критики, но и ведущие актеры Челябинской академической драмы - Валентина Качурина, Евгений Поплавский, Татьяна Каменева, Елена Дубовицкая, Любовь Чибирева. Последняя, кстати, в эти дни вернется в Златоуст, чтобы начать на сцене "Омнибуса" режиссерскую работу над спектаклем по пьесе Робера Тома "Восемь влюбленных женщин".
Владимир СПЕШКОВ
"Челябинский рабочий" - 16.10.02 г.