Ситуация на потребительском рынке Челябинской области формируется под воздействием множества социально-экономических факторов, один из первостепенных - доходы населения, которые в свою очередь зависят от общей экономической ситуации как в области, так и в стране в целом.
Так, продолжающееся увеличение денежных доходов, способствовало повышению покупательской способности населения и расширению потребительского спроса в Челябинской области.
Объем розничного товарооборота в январе-августе 2002 года вырос на 12,1% к аналогичному периоду 2001 года и составил 43256,3 млн. руб.
Наибольший рост розничного товарооборота наблюдался в таких городах области как: Коркино (180,9% к январю-июлю прошлого года), Златоуст (130,0%), Карталы (137,6%), а также Брединском (170,0%), Верхнеуральском (148,4%), Уйском (146,4%) и Октябрьском (133,9%) районах.
На долю торгующих организаций за 8 месяцев пришлось 74,1% от общего объема розничного товарооборота, доля продажи товаров на рынках составила 25,9% (в январе-августе 2001 года - 32,4%). Снижение доли реализации товаров на рынках области объясняется постепенным переходом к более совершенным и цивилизованным формам торговли.
Замедление темпов инфляции по сравнению с прошлым годом положительно отразилось на увеличении розничного товарооборота. Индекс потребительских цен в августе вырос на 0,5% по сравнению с предыдущим месяцем текущего года. С начала года цены выросли на 8,7%, в т.ч. на товары - на 7,1%, на платные услуги - на 16,2%.
Объем платных услуг населению области в январе-августе 2002 года составил 11376,1 млн. руб. и вырос на 2,8% по сравнению аналогичным периодом 2001 года. Одной из причин невысокого прироста объема потребления платных услуг является опережающий темп роста тарифов и цен на услуги в сравнении с ростом цен на потребительские товары.
Более высокими темпами росли платные услуги физической культуры и спорта (109,3%), ветеринарные (112,7%), пассажирского транспорта (108,2%) и жилищные услуги (113,6%). Вместе с тем в результате опережающего роста цен снизился объем санаторно-оздоровительных (86,8%) и туристско-экскурсионных (92,6%) услуг.