Сегодня она - утонченная
аристократка,
завтра - опустившаяся
бродяжка, затем - дама
полусвета. В одном
спектакле - королева, в
другом - служанка.
Полубезумная старуха,
роковая обольстительница,
заботливая мать - всегда
разная, всегда кто-то.
Жаклин ("Лекарь поневоле"),
Аркадина ("Чайка"),
Мадлен ("Дамское танго"),
Маша ("Три сестры"),
"Абби" ("Страсти под
вязами") - у нее было
много лиц, характеров, судеб.
Каждой из ролей она
дорожит, бережно сохраняя
в памяти милые женские
образы, в которых жила.
Себе Любовь Вишневская
давно молча поставила
диагноз: "Актерство
неизлечимая болезнь..."
Сегодня Вишневская
"больна" Памелой. Но и
тe, кем не довелось стать
на сцене - Клеопатра,
Джульетта, Кармен,
все-гда с ней. Они живут на
полотнах актрисы.
Первая роль - оборотня
Первой ролью Любови на
сцене "Омнибуса" стала
мачеха в детском
спектакле "Серебряное копытце".
В финале она превращается
в волчицу. Шел ноябрь
1983-го, молодая актриса
приехала в Златоуст из
театра Тулы. Труппа там
распалась, когда главный
режиссер В. А. Богатырев
решил оставить театр. И
выпускница Казанского
театрального училища
приняла приглашение поработать
в "Омнибусе".
Город пленил ее сразу.
Вторым везением стал
талантливый режиссер
златоустовского театра М. Д.
Поляков, который дал
Вишневской отличную
профессиональную
подготовку. А позднее открыл
для нее Чехова, "влюбил"
в его творчество.
В те годы роли быстро
сменяли друг друга:
труппа "Омнибуса" была
немногочисленной. Нынче,
когда Любовь Вишневская
встретила свой юбилей,
счет всех ее сыгранных
ролей идет на несколько
десятков.
"Чеховские" дамы
Все роли ей одинаково
дороги. Но есть женские
образы, которые стали
"любимицами". В первую
очередь, это, конечно,
чеховская Маша из "Трех
сестер". За образ, который
был воплощен на сцене в
1991 году, Любовь
Михайловна получила звание
лауреата Государственной
премии России в области
театрального искусства. Ее
поздравил с этим
достижением Президент страны
Б. Н. Ельцин: их
совместное фото обошло тогда
первые полосы многих
изданий. Спектакль М. Д.
Полякова стал открытием
фестиваля в Таганроге.
Театральные критики
воскликнули: "Вот это -
настоящий Чехов!" Потом
"Три сестры" гастролировали
по Франции, и там
постановка вновь имела
шумный успех: французы
рукоплескали и забрасывали
труппу букетами.
- Маша - моя
ностальгия, - говорит актриса.
- Хотелось бы еще раз надеть
ее костюм, просто
пройтись в нем по сцене...
Потом была Аркадина из
"Чайки" (снова Чехов!),
которую Вишневская
называет "неординарной" и тоже
нежно любит. Этот
спектакль тоже был участником
многих фестивалей: в
Москве, Ялте, Мелехово...
И везде имел успех.
Другой любимый
персонаж - Настасья Тимофеевна
("Свадебная феерия")
еще один чеховский образ;
из творческой копилки
актрисы.
"Забвение - страшно..."
Трепетно относится
актриса к своим героиням в
спектаклях "Восемь
любящих женшин", "Его
алмазы и изумруды", "Лекарь
поневоле", "Бал воров"...
Но особняком стоит
работа в "Дамском танго".
Здесь, ее танцовщица Мадлен
открывает зрителям, не
знакомым с миром
подмостков, глаза на то, как
скоротечна профессия
актрисы, как страшно остаться
без работы и быть всеми
забытой. Коротать дни,
ожидая приглашения, и,
наконец, получить его - на
свое последнее
выступление. Мадлен сразу
сбрасывает с плеч бремя лет,
чувствует себя юной,
готовится блеснуть...
Но этот триумф оборачивается
блеском звезды, падающей за
горизонт, - навсегда. На
небосклоне вспыхивают
новые звезды...
Сегодня Любовь
Михайловна работает над
Памелой. Премьера спектакля,
бенефис Вишневcкой,
состоится сегодня.
- Памела очень близка
мне, - поделилась одна из
лучших актрис "Омнибуса".
- Наверное, потому, что я
тоже подхожу к черте
возраста, за которой нужно
"собирать камни", которые
разбросала в жизни, пытаться
понять свою душу, учиться
милосердию.
"Лавка древностей"
Говоря о деле, которому
посвятила жизнь, актриса
неизменно подчеркивает,
что в актерском ремесле
должна быть недолгая
остановка.
Каждые 10 - 15 лет
нужно обязательно отдыхать,
- считает она. - Не
репетировать и не играть хотя
бы год, а, может, и два.
Иначе появляется то, что я
называю "лавкой
древностей" - на полочках
сознания накапливаются
штампы,привычки,
приспособления... Шелуха всякая. Ты
становишься, как зомби.
Копишь "на черный день",
а в искусстве день всегда
должен быть светлым,
ясным, новым.
Случилось так, что
Вишневская не выходила на
сцену три года. И эти годы
вне театра не прошли
даром. После гастролей по
Франции со спектаклем
"Три сестры" она уехала в
Петербург, прослушала
курс антропософии (это
течение в духовной жизни
ХХ века, суть которого -
сверхчувствительное
познание мира через
самопознание человека как
космического существа). Это
был октябрь 1994-го.
Антропософия и Михаил
Чехов интересовали актрису
тогда больше всего на
свете. Любовь Михайловна
много занималась
живописью, должна была вскоре
состояться выставка ее
работ в Германии...
Фирменный почерк Горбачевского
В Златоуст она вернулась
лишь три года спустя...
"Омнибус" предстал перед
актрисой в печальном
запустении: Поляков с
большей частью артистов уехал
из города, и казалось, что
театр не выживет.
- Но тут появился Борис
Сергеевич Горбачевский,
который в молодости
работал в "Омнибусе" актером и
очередным режиссером, -
вспоминает Л. М.
Вишневская. - Он
дал театру новую
жизнь, "свежее
дыхание". Не испугавшись
огромного груза
проблем, которые легли
на его плечи, начал
искать актеров к той
горсточке, что
осталась, разработал
вместе с директором А. С.
Романовым план
"реконструкции", и
"Омнибус" начал
постепенно возрождаться.
Актриса считает,
что Горбачевский -
мастер выстраивания
партитуры
спектакля, его особой
пластики, стиля, поэтому
работать с ним
необычайно интересно.
В постановках
Бориса Сергеевича, по ее
словам, всегда есть
элемент домысла,
присутствует некая
нереальность. Он
фантазирует над
пьесой, придает ей
"аромат", юмор.
- Фирменный почерк
главного режиссера
"Омнибуса" - прием, когда
известное становится
ошеломляюще неожиданным,
- заключает Любовь
Михайловна.
В 2005 году Любовь
Вишневская была удостоена
звания Заслуженной
артистки России.
В дымке пастели
В пастель актриса-художница
влюбилась сразу.
Живопись стала для нее
огромным подспорьем в жизни,
отдохновением,
"поглощающим весь негатив".
В полотнах женщина воплощает
свое представление о
красоте и гармонии.
- Поработав над
картиной, я чувствую себя
обновленной - выхожу на сцену
и играю, не чувствуя за
спиной обыденных забот,
- говорит она.
Персональные выставки
Вишневской два раза
проходили в челябинском
"Каменном поясе", в галерее
Союза театральных
деятелей, в местном выставочном
зале.
"Всегда - в полную силу"
Уже восемь лет Любовь
Михайловна, и
Заслуженный артист РФ Ю. Х.
Чулошников служат в одной
труппе, во многих
спектаклях они являются
партнерами, исполняют главные
роли ("Дамское танго",
"Бал воров", "Дорогая
Памела" и другие).
- С такой прекрасной
актрисой, как Любовь
Вишневская, неизменно
приятно общаться и на сцене, и
вне ее, - говорит Юрий
Хрисанфович. - Главное ее
качество - профессионализм,
умение в каждой роли,
будь то главная, массовая
или эпизодическая,
выкладываться на полную мощь,
на всю катушку, не жалея
себя. Она не боится играть
характерные роли. В
отличие от многих молодых
актрис, не боится быть на
сцене смешной, старой,
никудышной...
Мне особенно нравится
Вишневская в "Чайке". И
в "Его алмазах и
изумрудах" (пьеса С. Лобозерова).
Роль полоумной старухи
Анны, которую она
сыграла в этом спектакле, стала
для меня откровением.
Сегодня я вижу, как
выстраивается образ
Памелы - яркий, выразительный и
трогательный.
Мне очень по душе и
картины моей коллеги.
Плавные линии,
полупрозрачная пастель, дивные
цвета, тонкие, летящие
силуэты... Думается,
живописный мир Вишневской
- серебряный век.
Гармоничная эпоха поэзии и
романтизма, сильных и
цельных характеров...
А. ТРУБИНА.
"Златоустовский рабочий"
28.01.2006
Если говорить о фирменном аромате, то это уж точно: так-так он конкретно отбил желания приходить на спектакли поставленные гениальным горбачевским. Мне искренни жалко удивительно талантливых артистов, работающих под его фирменным ароматом.
Мы любим ВИ ШНЕ ВСКУ ЮЮЮ!!!! ))))
ЛЮБИЛИ! ЛЮБИМ! И БУДЕМ ЛЮБИТЬ!!!
А вообще, очень ценим и уважаем! Дай Ей БОГ сил и терпения!
Люба, привет!
Мы тебя очень любим и всегда помним!
Твоя фотография с Юрой висит у дочки в комнате.Женя сейчас на 5 курсе в театральной академии. И у нас хранятся твои старые работы.
Филимоновы-Алёшины
здравствуйте,Любовь Михайловна! Я бегала в театр, когда была подростком, как сейчас прочитала, что пришли Вы в театр в 1983 году, так значит в начале вашей карьеры.Я двадцать лет живу в другом городе, но помню и Вас и Ваши работы,может названия спектаклей не все помню,но образы, созданные Вами в голову сидят. Хотелось,конечно, узнать судьбу актеров,которые я видела на сцене в свое время - И.Шантарь, В.Староскольцев, Г.Прохорова...Спасибо Вам за Ваш нелегкий труд.
Прочел о Любаше и душа возрадовалась! Я помню ее работы и в Димитровградском театре и в Златоустовском. Почему то всегда казалось, что роль сыгранная Любой иначе сыграть нельзя. Любаша всегда была актрисой с "оголенным нервом". А люди которые хотя бы раз пообщались с нею, уже никогда не забудут ее. Златоустовцам очень повезло. У них есть актриса уровня Москвы и Питера вместе взятых.
Любаша здравствуй! С юбилеем тебя! Я очень рада за тебя, за твои успехи. Я тебя столько лет искала, наконец то нашла. есть надежда, что ты ещё не забыла Ананич Людмилу из Димитровграда. Как Егор? Свяжись со мной по телефону 89278017176 или по домашнему 7-25-80