По свидетельству литературоведов, именно так хотел Василий Шукшин
первоначально назвать свою повесть-сказку "До третьих петухов".
Спектакль по повести главный режиссер "Омнибуса" Б. С. Горбачевский
и труппа вынесли на суд златоустовских зрителей к 85-летию театра.
Откровенно
зрелищная, новая
работа обладает, бесспорно,
немалыми сценическими
достоинствами. Начнем с
того, что возвращение к
классике русской прозы
прошлого века само по
себе показательно.
Фантастическая история, будто
бы произошедшая в одной
библиотеке как-то после
окончания рабочего дня,
интересна не только
почтительно-насмешливой
пародией на известные сюжеты,
на хорошо знакомых по
сказкам и русской
классической литературе героев,
на одну волшебную ночь
покинувших книжные
полки.
Наблюдательность
Шукшина - злая, не
пропускающая малейшей
нравственной
червоточинки - помогала и помогает
сегодня хорошо разглядеть, "что
такое хорошо и что такое
плохо" в действительности.
Режиссер вооружился
текстом повести, чтобы
показать горожанам, как
совершенно современны
душевная боль и праведная
злость автора. Ведь,
думается, непримиримость
Василия Макарыча, его
умение воочию показать
неприглядность пороков и
ныне очень ко двору.
И сегодня мы, вслед за
Иваном, часто решаем для
себя вопрос: быть со
всеми и как все или быть
изгнанным и остаться собой?
"Что с нами происходит? -
рефреном звучит в
спектакле вопрос. - Надо
что-то делать!" Но что, и, как
Иван, мы не знаем, хотя
ищем выход. "Надо
укрепиться и терпеть, ибо это
за грехи наши", - говорят
монахи. Но главный герой
не согласен, он требует
активности: "Нам бы не
сидеть, не рассиживаться!". В постоянном
столкновении жизненного и нравственного опыта,
столь необходимого молодому поколению, и происходит
развитие спектакля. Б. С. Горбачевскому, который делал
инсценировку повести, на мой взгляд, удалось не упустить
важного: сохранить в своей трактовке обостренное
чувство правды, которое корнями упиралось в этический
опыт народа. И когда по ходу действия правда попирается,
зритель испытывает катарсис - страдание, дающее очищение.
"Нравственность есть Правда. Не просто правда, а - Правда.
Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной
радостью и болью, думать, как думает народ, потому что
народ всегда знает правду", - говорил Шукшин.
Весь свой поход
Иван мучительно приближается к постижению праведного.
Он отказывается от справки-липы, которую ему предлагают черти.
Но первым испытанием для главного героя стала встреча с Горынычем.
У героя Шукшина это его первое отступление перед злой силой,
первое унижение, которое выпадает на пути "за справкой".
"В душу как
вроде удобрение
свалили, - грустно сказал
он. - Вот же тяжко!
Достанется мне эта справка..."
Пережитое унижение
оборачивается новой силой
взрыва, и Иван, не
обращая внимания на
предупреждение Медведя,
отправляется к чертям. Увы, Иван
часто пропускал мимо
ушей мудрое "Ванька,
смотри!" Ильи Муромца,
который сердцем чуял его
беду.
Но встреча с чертями
оборачивается и новым
унижением, и новым
"грехом на душу". Иван учит
бесов, как проникнуть в
монастырь. Эта сцена
замечательно удалась актеру
Вячеславу Борисову,
исполнившему роль Ивана.
"Эх, справочка! -
воскликнул он зло и горько.
- Дорого же ты мне
достаешься! Уж так дорого, что и не
скажешь, как дорого!"
Важное место и в
повести, и в ее
воплощении на сцене
занимает гротесковый образ
Мудреца (Заслуженный артист
РФ Юрий Чулошников).
Мудрец - это
определенный социальный тип,
паразитирующий на
уважительном отношении к
науке. Он "имеет" власть, не
снившуюся никакому
фантасту - может "разрешить"
вулкану извергаться или
считать "недействительным"
любой факт. В
исполнении Чулошникова
Мудрец капризно гениален,
склонен к демонизму -
высшей точке зла. Однако
его мелкотравчатая
суетливость резко проступает
через интеллектуальный
грим. Недаром те, кто
стоит поближе к Мудрецу, не
испытывают перед ним
никакого священного
трепета. Черт еще выказывает
нарочитое почтение, но
очевидно, что в компании
молодых "джинсовых"
лоботрясов, в которой
развлекался Мудрец, его ни в
грош не ставят. Здесь
Мудрец не более как шут.
Успешно показана и эта
самая компания, надо
полагать, имеющая
претензию считаться "элитой",
"сливками общества",
Молодые люди отчаянно
звереют от скуки. И это не
игра, которой
соблазняются поначалу. Это,
действительно, страшная скука,
вызванная разъедающей
душу пустотой. Мудрец
привел Ивана в компанию
современных
бездельников, чтобы с его помощью
рассмешить Несмеянушку.
А когда ему это не удалось,
пустился "на очень и очень
постыдный выверт" -
решил сделать Ивана
посмешищем, унизить его. Но
тут впервые Иван выходит
победителем, и, пока
молодежь ищет у Мудреца
"лишнее ребро", забирает
печать.
Вроде бы цель
достигнута: добыта не справка даже,
а знак власти
Мудреца-печать. Но счастливым
концом сказка не
завершается: Иван - отнюдь не
торжествующий
победитель, а добытая печать
оплачена дорогой
нравственной ценой.
Шукшин
отправляет своего Ивана
в обратный путь, чтобы он
прошел той дорогой, по
которой шагал к Мудрецу.
Иван еще раз должен
понять, что оставил после
себя, безоглядно исполняя
чужую волю - стремясь к
справке. Когда он
приближается к монастырю, то
слышит разудалую песенку
чертей. "Эх-а! -
сокрушался Иван. И даже заплакал.
- Сколько же я на душу
взял... За один-то поход.
Как же мне тяжко!" Уже не
хорохорится, не ерничает,
не вскидывается
по-пустому Иван, а начинает
понимать, что терпением
ничего не изменить, не
выстоять в борьбе с бесовской
силой. Надо что-то делать!
Дочь Бабы Яги, играючи
спеленавшая и предавшая
главного героя, - еще один
опыт, показывающий
бессилие бесхитростного
перед хитростью и интригой.
Иван возвращается в
библиотеку кругом виноватый,
униженный и снова
взрывается: "Нам бы не сидеть!
Не рассиживаться бы
нам!". Не ждать, пока
"энергичные" мудрецы,
хамы, бесы и прочая не
заполнят наши души...
Спектакль, к счастью,
стал парадом немалого
числа прекрасных
актерских работ, "прозвучали" и
роли "новичков", недавно
примкнувших к труппе.
Великолепна круто
вписавшаяся в рыночные
обстоятельства, знающая себе
цену мастерица народной
речи Баба Яга (Ольга
Зацепина). Достойный
партнер неугомонной мамаши
- раскованная,
жизнерадостно безнравственная
дочь (Ольга Виноградова).
А как впечатляет Черт
(Максим Фаустов)! Его
интонационная палитра
богата, движения
изобретательно изящны, реплики
колки. Хороши и
обстоятельный Медведь
(Заслуженный артист РФ Александр
Антонов), и убедительный
Илья Муромец (Игорь
Вершинин), своим знаковым
"Ванька, смотри!" помогающий
Ивану сохранить свою душу, несмотря
на все поражения.
Но незавершенность
преображения повести в спектакль
просматривается в значительном ослаблении
противостояния добра и зла; столь пронзительно
обрисованного талантом Шукшина. Увы, ответы не
на все вопросы, поставленные в начале, дает
спектакль.
Хотя отдельные моменты, показывающие,
как непросто, как трагично протекает это вечное противостояние,
бесспорно, удались. Один из самых ярких - это, повторю,
проникновение нечистой силы в "монастырь святорусский",
обезоруживание Стражника песней. Шукшин писал:
"Здесь надо остановить повествование и, сколь возможно,
погрузиться в мир песни. Это был прекрасный мир,
сердечный и грустный. Звуки песни, но
сразу какие-то мощные,
чистые, ударили в самую душу.
Весь шабаш отодвинулся
далеко-далеко; черти,
особенно те, которые пели,
сделались вдруг прекрасными
существами, умными,
добрыми, показалось вдруг, что
смысл жизненного
существования не в шабаше и
безобразиях, а в ином - в
любви, в сострадании...
Песня лилась, рвала душу,
губила суету и мелочь жизни,
звала на простор, на
вольную волю. А черти шли и
шли в пустые ворота". Этот
эпизод удался
Горбачевскому практически так, как,
должно быть, видел сцену
автор.
Словом, "До третьих
петухов" - работа
непроходная, во многом удавшаяся,
справедливо
заслуживающая зрительское
признание. Знаю, что Борис
Сергеевич имеет обыкновение
до последнего
"отшлифовывать" свое детище.
Значит, снова будет, как у
Шукшина, на последней
странице своей повести
сказавшегo: "Будет,
может быть, другая ночь... Может
быть, тут еще что-то
произойдет..." Будем
надеяться. Все вместе: и таланты,
и поклонники.
А. ТРУБИНА.
"Златоустовский рабочий"
29.10.2005
Абажаю эту постановку. жаль только, что уже целый год и даже больше не могу ее увидеть.
от всех поклонников этого спектакля прошу- ВЕРНИТЕ ЭТУ КРАСОТУ. Отдельное спасибо Максиму Викторовичу Фаустово за постановку восхетительного, захватывающего дух танца. и конечно благодарю режиссера Бориса Сеогеевича Горбачевского за этот спектакль!