English 

Город Златоуст. На главную страничку Златоуст.Ru




Главная

Город Златоуст

Банки

Театр
"Омнибус"


Спорт

Национальный
парк
"Таганай"


Транспорт

Погода

Златоустовский металлургический завод

 

Рейтинг@Mail.ru

Карта сайта Персональные странички Ссылки
Установка кондиционеров в Златоусте и области


Ко дню рождения города

Кто создал герб города?

    Кто создал такой поэтичный герб Златоуста? Когда он был утвержден? Были ли другие варианты? Этим вопросам не стоит удивляться. С тех пор, как был создан герб Златоуста, выросло новое поколение, которое заново для себя осмысливает историю города. А о гербе Златоуста почти нет публикаций. Я встретилась с автором герба Златоуста Владимиром Павловичем Жариковым, попросила рассказать все, что было связано с утверждением городской эмблемы.

    - Идея создать герб Златоуста принадлежала городской власти, был объявлен конкурс. Проектов было много, в художественных решениях присутствовали, в духе того времени, промышленные символы. Сказывалось то, что в конкурсе принимали участие заводские художники, каждый из них тяготел в изображении к профилю производства своего предприятия. Так что была вероятность стать гербом Златоуста... какой-нибудь шестеренке.
    - Неужели можно допустить такую мысль? Ваш крылатый конь и ковш с булатом так емко, глубоко, поэтично отражают особенность Златоуста, что комиссия должна была сразу остановить свой выбор на Вашем варианте!
    - Я должен сказать, что крылатый конь был не только в моем проекта, - говорит Владимир Павлович, - в конкурсе участвовали такие известные художники-граверы, как Кузьмичев, Валиев, Тарынин, - им ли не вспомнить бушуевских крылатых коней, работая над златоустовским гербом.
    - А как Вы пришли к такому решению? Когда Вы впервые познакомились со Златоустовской гравюрой?
    - Еще до приезда в Златоуст. Я окончил в Харькове институт искусства: живопись, скульптура, графика. Из всех предложенных направлений выбрал Златоуст, было что-то притягательное в его названии. А тут еще супруга моего профессора, узнав о моем выборе, всплеснула руками и тотчас извлекла из буфета груду столовых приборов, сияющих золотым узором: вот какое чудо там творят! Но когда мы приехали в Златоуст, он показался нам суровым и мрачным, лили беспросветные дожди. А я в белом плаще и белых тапочках, разбрызгивая лужи, утопая в грязи, искал от дома к дому угол для семьи. Жена моя приуныла: там, в Харькове, перед ней открывались такие перспективы, ее работы уже были отобраны для выставки в Брюсселе. Но она махнула рукой: возьмем реванш на Урале... А тут казалось все обыденным, и только крылатые кони на клинках долго были нашей радостью, нашей отрадой. Не удивительно, что я их "впряг" в герб города.

Удивительно, что "Аппарату" оказался не чужд этот поэтический образ. Хотя известна тенденция в те годы отображать в гербах победоносную идею революции и торжество счастливой жизни, Владимир Павлович избежал этого, как, впрочем, и короны, шлемы, виньетки, ленточки. Выдержав непреклонные законы геральдики, он скупыми лаконичными средствами сумел отобразить своеобразие Златоуста, ему удалось передать то, что передать-то невозможно: душу златоустовца!

    Наверное, поэтому сейчас, когда нас накрыла волна отрицания атрибутов недавнего прошлого, герб города продолжает оставаться гордостью златоустовцев. Не случайно он стал основой для сотен значков на златоустовскую тему, товарных и фирменных знаков. В официальном документе от 15 июня 1966 года записано: "Исполком городского Совета, идя навстречу пожеланиям трудящихся (вот еще одна тенденция: приписывать все пожеланиям трудящихся, искусственно на бумаге возвышать их роль. Примечание мое - А. Г.) своим решением утвердил герб города Златоуста. Герб представляет собой ровную плоскость в виде ковша, символизирующую качественную металлургию города (а мне представляется, что ковш этот напрямую связан с тайной булата. Примечание мое - А. Г.). ...На нем изображен летящий крылатый конь, символизирующий самобытную гравюру (и здесь мне кажется, что толкование гораздо многозначнее, чем самобытность гравюры. Примечание мое - А. Г.). Поле герба алое, все остальное - желтое". В конце своего постановления исполком предписывает строго соблюдать соотношение размеров, рисунка, цвета. Там же говорится о том, что художники-граверы должны изготовить два образца герба для горисполкома и для краеведческого музея. Интересно, где сейчас эти образцы? А гербы у нас можно увидеть повсюду. Недавно сам автор увидел их на 6-м жилучастке, на воротах...

    Раньше идея городского герба представлялась как символ самоуправления, самостоятельности Города, было даже на этот счет Городовое положение. Гербы городам жаловало само государство вместе с надеждой на новый статус. Но... как и в старину, так и сейчас, правительственная опека над территориями не позволяет резвиться общественной автономии. Может, хотя бы автор герба награжден по крупному? Что ни говори, его произведение имеет громадную историческую значимость.

    - Мне дали квартиру, я смог с семьей выбраться из коммуналки, начать нормально работать, - говорит Владимир Павлович. Владимир Павлович - автор почти всех примечательных памятников в Златоусте, его проекты выдерживали самые авторитетные худсоветы в области, стране, самые высокие конкурсы. Два из них - прямо скажем - не отвечают идеям нынешней власти, называющей себя демократической. Это памятник юным борцам за власть Советов и памятник жертвам расстрела рабочих в марте 1903 года. Что тут скажешь? Принадлежность к поколению решает многое. Но и в этих работах проявляется яркая индивидуальность скульптора, отказ от парадной патетики и отработанных выразительных средств. Новаторский подход ощущается в памятнике жертвам расстрела: гротескный язык образа. В этой трагической теме точнее выбрать выразительные средства, чем это представлено здесь, кажется, невозможно. Высеченная словно из цельной скалы фигура рабочего и, намеренно "не проявленная" до конца, грубый материал так зримо олицетворяют несформировавшееся рабочее движение, лицо трудовой России. Сжаты кулаки, приходится сдерживать гнев до поры до времени.

    Сложны, противоречивы связи памятников с человеком и обществом в разные периоды жизни. Иногда памятник начинает самостоятельную жизнь, отделяясь от своего создателя, становясь независимым уже от его мировоззрений и убеждений, Сейчас все больше рабочих обращается к атому памятнику, сердцем осмыслив трагедию, взглянув на нее сквозь проблемы сегодняшнего дня. Этот памятник становится культом рабочих, хотя создавался он как история, как память. Да и другой памятник воспринимается не как агитпропаганда, а как идеал борьбы за справедливое устройство жизни.

    Возвышенную радость дарит созерцание памятника Ивану Бушуеву, трудно определить арсенал используемых скульптором приемов, но так явственно ощущается излучаемая энергия, напряжение творчества и величие. Это величие особенно кажется выразительным после тех споров, которые предшествовали установлению памятника. Здесь могла стоять фигура железнодорожника, или тот же Бушуев, но в другой трактовке, как иллюстрация к сказам Бажова. Представляете?

Никогда не молилась никаким памятникам, но, увидев в мастерской скульптора проекты памятников Иоанну Златоусту, испытала то же чувство, что испытывают у иконных образов. У поэтов встречается такое выражение: томленье духа. Боль за людей, ранимая совесть, тяга к возвышенному, потребность к покаянию. Именно в таком состоянии люди обращаются к светлому идеалу. Памятник Иоанну Златоусту - памятник для души - насущная потребность всех златоустовцев. Уже сейчас ощущается благотворное воздействие его ауры на человека. И, наконец, его именем назван наш город!

    Я знаю, была идея построить собор, но никаких средств не хватит сейчас на его строительство, гораздо ближе и осуществимей - памятник Иоанну Златоусту. Только надо бы обсудить организационные вопросы по сбору средств в помощь городу на его строительство, Мастерская художника, отчужденная от серых буден, как островок свободы. В мире, им созданном, он, как демиург, делает что хочет, что диктует ему талант, дарованный свыше. Как все-таки Златоусту везет на талантливых и прекрасных людей!

А. ГАРНИЦКАЯ.
"ЗР" 10 сентября 1994 года

                 Послать письмо Webmaster-у Web-Master Бернадинер Марк