English 

Город Златоуст. На главную страничку Златоуст.Ru




Главная

Город Златоуст

Банки

Театр
"Омнибус"


Спорт

Национальный
парк
"Таганай"


Транспорт

Погода

Златоустовский металлургический завод

 

Рейтинг@Mail.ru

Карта сайта Персональные странички Ссылки
Установка кондиционеров в Златоусте и области


Златоустовская энциклопедия

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ. Впервые электричество было применено на Златоустовском заводе в 1889 г. для наружного и внутрицехового освещения, сеть которого состояла из 39 ламп вольтовой дуги мощностью 1000 свечей и 109 ламп накаливания с угольной нитью по 16 и 25 свечей. В качестве источников тока использовались гальванические элементы и маломощные генераторы постоянного тока. В 1902 г. на заводе освоен гальванический процесс для никелирования изделий. В 1903 г. впервые применен трехфазовый переменный ток. Заводская электростанция (1902) состояла из трех генераторов, работавших от паросиловой установки (локомобиля) мощностью 500 л. с. Мощность станции 220 кВт, напряжение тока 220 В. От этой станции питались моторы станков, которые частично вытеснили громоздкие установки трансмиссий от паровых машин. В 1903 г. на Ермоловской домне была установлена первая электролебедка вместо паровой. Электрификация завода сдерживалась отсутствием необходимых мощностей, поэтому в 1911 г. было начато проектирование мощной силовой электростанции и заложен ее фундамент. Строительство станции из-за начавшейся 1-й мировой войны было замедлено и она вступила в строй только в октябре 1915 г. Центральная электрическая станция (ЦЭС) завода первоначально имела мощность 5250 кВт, которая вскоре была доведена до 10250 кВт, что позволило не только продолжить электрификацию завода, но и города: в 1915 - 1917 гг. электрическое освещение появилось в учреждениях и жилых домах, расположенных в центральной части Златоуста. Революция 1917 г. и гражданская война задержали электрификацию, восстановление энергохозяйства города началось в 1920 г. В этот период мощность златоустовской ЦЭС составляла 14% суммарной мощности всех городских и заводских электроустановок Урала (72454 кВт). В начале 1920-х гг. в Златоусте заводские линии электропередачи охватили до 50% жилых домов города, к 1928 г. электричество появилось в Ветлуге, Демидовке и р-не ж. д. станции Златоуст. В 1926 - 1931 гг. в результате реконструкции мощность ЦЭС была доведена на 14500 кВт. ЦЭС оставалась единственным источником электроснабжения в городе. По плану ГОЭЛРО базой для широкой электрификации Златоуст - Челябинского промышленного района "должны служить богатые залежи бурого угля около Челябинска, где должна быть построена мощная электрическая станция, снабжающая током как прилегающий к Челябинску район с промышленностью по переработке продуктов сельского хозяйства и животноводства, так и подающая ток для электрификации перевальной железной дороги Челябинск - Уфа и в промышленный район Златоуста". Решение о строительстве ЧГРЭС (Челябинской государственной районной электростанции) было принято в 1925 г., а с начала июня 1927 г. на северо-восточной окраине Челябинска строители приступили к сооружению ЧГРЭС, самой мощной из 4-х электростанций, которые в тот период строились по плану ГОЭЛРО на Урале. В рамках строительства ЧГРЭС в Златоусте в начале 1928 г. начала сооружаться высоковольтная электрическая подстанция ЧГРЭСа, предназначенная для распределения электроэнергии в горнозаводском районе Южного Урала (см. "Таганай"). Одновременно с подстанцией прокладывались две ЛЭП-100 кВ. (Златоуст - Карабаш и Златоуст ЧГРЭС) и ЛЭП-35 кВ. к механическому и металлургическому заводам в Златоусте, на Саткинский завод и к Миасским золотым приискам. В 1930 г. в Златоусте начата реконструкция городских электросетей. 1 сентября 1930 г. состоялся торжественный пуск Челябинской ГРЭС, а 10 сентября промышленный ток дал первый генератор ЧГРЭСа мощностью 24 тыс. кВт. 5 декабря 1930 г. районная электрическая подстанция 110 кВ в Златоусте подала электроэнергию от ЧГРЭСа на понизительную трансформаторную подстанцию, построенную на механическом заводе им. В. И. Ленина (ныне АО "Булат"). С января 1931 г. электроснабжение Златоуста стало осуществляться в основном через подстанцию механического завода (11700 кВт.) и частично непосредственно от районной подстанции 110 кВ (до 800 кВт.). К этому времени 90% населения города пользовалось электрическим освещением. Весной 1931 г. электроэнергия подана на насосную станцию городского водопровода. В течение этого же года ЧГРЭС набрала мощность 72 тыс. кВт, превысив на 20% проектные отметки. В системе ЧГРЭСа впервые на Урале было применено напряжение 110 киловольт в линиях электропередачи, длина кольца ЛЭП-110 кВ ЧГРЭС - Кыштым - Карабаш - Златоуст - ЧГРЭС составила 280 км. В 1932 г. в районе Закаменки построена первая городская электрическая подстанция мощностью 1700 кВт и напряжением 6/2 кВ. 18 мая 1932 г. на инструментальном комбинате им. В. И. Ленина (ныне АО "Булат") введена в строй новая подстанция 35/6 кВ и комбинат перешел на стандартное напряжение 35 кВ (первоначально от подстанции ЧГРЭСа подавалось 15 кВ). В этом же году на районной подстанции ЧГРЭСа смонтирован первый на Урале синхронный компенсатор. К середине 1930-х гг. городские электросети Златоуста состояли из 8 высоковольтных линий напряжением 2 кВ общей длиной 43 км и 104 км линий напряжением 230 в, электричество было подведено к 6732 домам. Потребление электроэнергии составляло немногим более 60 кВт? час. в год на человека. В 1934 г. на ЦЭС Златоуста закончен монтаж распределительных устройств 35 и 6 кВ, линия от подстанции ЧГРЭСа переведена на 35 кВ, с этого момента генераторы ЦЭС стали работать параллельно с Южно-Уральской электроснабжающей системой (ЮУРЭС, ныне система "Челябэнерго"). Несмотря на значительное увеличение суммарной мощности электростанций Челябинской области (314,5 тыс. кВт на 01.01.1937 г. или на 63% больше чем в 1932 г.) электроэнергии не хватало. С 1938 г. бытовое потребление электроэнергии в Златоусте было резко ограничено: запрещены электробытовые приборы и опломбированы штепсельные розетки, сокращено уличное освещение, ликвидировано освещение надомных номерных знаков, введены т. н. "темные часы", когда электричество в жилые дома не подавалось. Потребление электроэнергии в бытовом секторе упало до 22 кВт? час. в год на человека. В 1930-е гг. на Южном Урале продолжалось расширение сети высоковольтных ЛЭП, крупнейшей из которых стала построенная в 1936 г. линия Златоуст - Магнитогорск, рассчитанная на напряжение 220 кВ и имевшая рекордную по тому времени протяженность 210 км. На уникальные деревянные опоры этой ЛЭП пошло 12650 кубометров первосортной древесины. В эти же годы от районной подстанции 110 кВ в Златоусте построены ЛЭП-35 кВ на титаномагнетитовый рудник (пос. Магнитка), Кусу и к вновь строящемуся машиностроительному заводу в р-не ж. д. ст. Уржумка. В 1940 г. электроэнергия подана на Пушкинский поселок. В годы Великой Отечественной войны от районной подстанции 110 кВ в Златоуст проложены новые линии: 110 кВ к Саткинскому заводу "Магнезит", 35 кВ на автозавод в Миассе. Образован Златоустовский подрайон сетей "Челябэнерго", состоявший из Златоустовского и Магнитогорского участков ЛЭП. 26 мая 1944 г. Государственным Комитетом Обороны принято решение об электрификации участка Златоуст - Челябинск Южно-Уральской железной дороги. В начавшемся строительстве тяговых подстанций и контактной сети приняли участие крупнейшие предприятия Челябинской области: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Златоустовский завод им. В. И. Ленина. Для внешнего электроснабжения тяговых подстанций было сооружено несколько сотен километров ЛЭП напряжением 110 и 35 кВ. Движение по первому на ЮУЖД электрифицированному участку Златоуст - Челябинск (160 км) было торжественно открыто 6 ноября 1945 г. (рабочие рейсы начались со 2 ноября 1945 г.). К октябрю 1947 г. завершена электрификация участка ж. д. Златоуст - Бердяуш (50 км), к сентябрю 1949 г. электрифицирован участок Бердяуш - Кропачево (117 км). В конце 1949 г. все транзитные поезда на участке Кропачево - Златоуст - Челябинск переведены на электрическую тягу. Для обслуживания тяговых подстанций и контактной сети на Златоустовском отделении ЮУЖД создан 2-й участок электроснабжения (ЭЧ 2). В целях организационного укрепления растущего вокруг Златоуста района высоковольтных электрических сетей 22 декабря 1947 г. приказом Министра электростанций СССР созданы Златоустовские высоковольтные электрические сети "Челябэнерго" (ЗВВС), в составе участков ЛЭП: Златоустовского с подстанциями в Сатке и Златоусте, Магнитогорского с подстанциями в Белорецке и Миасского. 17 апреля 1953 г. исполкомом Златоустовского горсовета депутатов трудящихся принято решение о переводе бытового электроснабжения с вечернего на круглосуточный режим. Были реконструированы городские электросети, осуществлен их перевод с напряжения 2 кВ на напряжение 6 кВ, построены новые трансформаторные подстанции. К 1958 г. жители практически всех районов Златоуста обеспечивались электроэнергией круглосуточно. С вводом в строй мощной Куйбышевской ГЭС, летом 1957 г. начато строительство линии электропередачи 400 кВ Златоуст - Куйбышев и новой подстанции в Златоусте (см. "Златоуст"). 28 сентября 1958 г. подстанция "Златоуст" вошла в строй действующих и дала волжскую электроэнергию сразу на две крупные районные подстанции 110 кВ - Златоустовскую, получившую с этого момента название "Таганай" и Саткинскую. Первоначально подстанция и ЛЭП Златоуст - Куйбышев работали при напряжении 400 кВ, но вскоре после незначительной доработки оборудования были переведены на напряжение 500 кВ и до 1965 г. находились в ведении специального управления электросетей 500 кВ (УЭС-500) в Челябинске. В 1959 г. в Златоусте построена для городских нужд новая подстанция "Город" с двумя трансформаторами общей мощностью 11,2 тыс. кВА. В 1965 г. Златоустовские высоковольтные электросети преобразованы в Златоустовские электрические сети "Челябэнерго" (см. ЗЭС "Челябэнерго"), в состав которых вошли линия и подстанция 500 кВ в Златоусте, городские сети ряда городов горнозаводского района (Златоуста, Кусы, Сатки, Аши, Миньяра). Магнитогорский участок ЛЭП был выделен в самостоятельное предприятие. Для улучшения р-нов ж. д. узла и пр. Гагарина в 1969 г. построены новые подстанции 100 кВ "Железнодорожная" и "Швейная", в 1982 г. - "Гагаринская" 110/10 кВ. В начале 1970-х гг. городские сети вновь выделены из состава ЗЭС в самостоятельные предприятия и получили наименование коммунальных электрических сетей. В городе образованы Златоустовские коммунальные электрические сети (ныне муниципальные, ЗМЭС), которые ныне (1996) обслуживают 2 подстанции 35/6 кВт, 7 распределительных пунктов, 202 трансформаторные подстанции, 160 км кабельных и 319 км воздушных линий. В 1996 г. в Златоусте электроснабжением и электрификацией занимаются такие крупные предприятия как ЗЭС "Челябэнерго", ЗМЭС, 2-й энергоучасток ЮУЖД, энергетические подразделения крупных заводов, в т. ч. ЦЭС метзавода - старейшая в городе.

А. Козлов.

                 Послать письмо Webmaster-у Web-Master Бернадинер Марк