ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НА ЗЛАТОУСТОВСКИХ ЗАВОДАХ. Сооружена в 1837 г. по проекту П. П. Аносова. Представляла собой колею длиной 480 саженей (св. 1 км), сооруженную из чугунных рельсов. По рельсам конной тягой перемещались специально сконструированные тележки грузоподъемностью до 200 пудов (3,3 т). Дорога предназначалась для перевозки золотоносных песков от места добычи до промывальной фабрики (в р-не Миасских золотых приисков). В отличие от первой в России конно-чугунной дороги, сооруженной в 1810 г. на Змеиногорском заводе горным инженером П. К. Фроловым, железная дорога конструкции П. П. Аносова являлась переносной, т. е. с минимальными затратами могла быть достаточно быстро перемещена с одного места золотодобычи на другое. За рабочую смену в 10,5 час. на двух тележках двумя лошадьми перевозилось 2800 пудов (46 тонн) золотоносного песка, при этом потребность в тягловой силе была сокращена более чем на 200 лошадей. В 1845 г. подобная ж. д. была устроена на самом Златоустовском заводе для перевозки различных припасов к Оружейной фабрике.
А. Козлов.