Гарин-Михайловский Николай Георгиевич
(1852, Петербург, - 1906) - русский писатель, видный инженер-путеец.
Родился в семье офицера. После окончания Петербургского института инженеров
путей сообщения (1877) направлен инженером на строительство Бендеро-Галицкой
ж. д., соединившей Молдавию с Болгарией. Был одним из первых русских инженеров,
работавших в Болгарии после освобождения ее от османского владычества. Позднее
работал на строительстве, Батумской, Либаво-Роменской, Жабинско-Пинской,
Самаро-Уфимской ж. д. С наибольшей силой талант инженера Михайловского раскрылся
во время строительства Уфа-Златоустовской ж. д. (1888-1890), где он проводил
изыскательские работы и был начальником 9-го строительного участка. Результатом
изысканий явился вариант, дававший колоссальную экономию, и с января 1888 г. Гарин-Михайловский
приступил к реализации своего варианта дороги в качестве начальника участка. 8
сентября 1890 г. Гарин-Михайловский выступил на торжествах в Златоусте по случаю прибытия
сюда первого поезда.
Во время строительства Уфа-Златоустовской ж. д. Гарин-Михайловский
впервые пробует
себя на литературном поприще: в этот период им написаны очерки "Несколько лет в деревне",
рассказ "Вариант", сюжетом которого стал подлинный эпизод со строительством туннеля
на перевале через Урал в р-не Сулеи.
С конца 1890 г. Гарин-Михайловский занимается изысканиями
на строительстве Златоуст-Челябинской ж. д., а в апреле 1891 г. назначается начальником
партии по производству изысканий на Западно-Сибирской ж. д. Здесь им был предложен
наиболее оптимальный мостовой переход через Обь (здесь возник поселок, давший начало
Новосибирску, жители которого считают Гаринa-Михайловского основателем своего города -
в честь этого
привокзальная площадь Новосибирская носит имя Н. Г. Гарина-Михайловского").
С апреля 1903 г. Гарин-Михайловский - начальник изысканий железнодорожных линий на южном
берегу Крыма, в ноябре 1904 г. изыскания были закончены, экспедиция составила
84 варианта трассы, по 22-м из них она провела технико-экономические расчеты.
Строительству дороги помешала русско-японская война, но материалы крымских
изысканий Гаринa-Михайловского были использованы во время строительства
автодороги Севастополь-Ялта
(1972). В память об этом на дороге, на скальном выступе горы Ласпи, установлена
мемориальная доска и барельеф с портретом Н. Г. Гарина-Михайловского.
Итогом
литературного труда Гарина-Михайловского явилась его тетралогия: "Детство Темы" (1892),
"Гимназисты" (1893). "Студенты" (1895), "Инженеры" (опубл. 1907), посвященная
судьбам интеллигенции.
В. Бухарцев, А. Козлов
"Златоустовская энциклопедия"