English 

Город Златоуст. На главную страничку Златоуст.Ru




Главная

Город Златоуст

Банки

Театр
"Омнибус"


Спорт

Национальный
парк
"Таганай"


Транспорт

Погода

Златоустовский металлургический завод

 

Рейтинг@Mail.ru

Карта сайта Персональные странички Ссылки
Установка кондиционеров в Златоусте и области


Утерянное наследство

Культовые сооружения старого Златоуста

Убоги города без истории, убоги люди без воспоминаний - так, кажется, сказал кто-то из писателей. Нам, златоустовцам, грех жаловаться: все было и есть что вспомнить. Были события мелкие и незначительные, были величественные и трагические. Что-то навсегда осталось в памяти народа, что-то навсегда забыто.

В последние годы заметно возрос интерес к истории православных храмов и других культовых сооружений, которыми богат был старый Златоуст. Предлагаемые читателям заметки - попытка обобщить разрозненные сведения о культовых постройках Златоуста, содержащихся в архивных документах, книгах и статьях, воспоминаниях старожилов. Источники не всегда идентичны в освещении отдельных фактов, касающихся времени возведения зданий. В случаях расхождений предпочтение отдается архивным документам.

Златоуст с первых лет после закладки завода Мосоловыми в 1754 г. формировался как многонациональное образование. Первые поселенцы: - крепостные и вольнонаемные - прибыли из тульских владений Мосоловых, вербовались из крепостных жителей - башкир и пришлого люда. В 1770 году, 3 июля, Затоустовский завод посетил крупный ученый-естествоиспытатель, академик Петербургской Академии наук П. С. Паллас. В описании своего путешествия по России он говорит, что "число крепостных здешних расширяется только до двухсот душ, потому и принуждены больше работать наемниками, ...коих сей год около тысячи пятисот".

С расширением завода и введением новых производств росла численность населения и наполнялся его национальный состав. В 1865 г., когда Златоуст получил статус города и стал уездным центром, жителей в нем было 16,4 тыс. чел., а к 1897 г. - 20,5 тыс. чел. Национальный состав жителей определял приоритеты конфессий и количество культовых зданий.

Перейдем теперь к описанию самих культовых сооружений. П. С. Паллас, говоря о Златоустовском заводе, отмечал, что "жилья здесь числам до ста пятидесяти домов, изрядная деревянная церковь и жилой хозяйский дом". Вот эта "изрядная церковь" и была первой в Златоусте. Описания ее нет, но известно, что завершена она была постройкой в 1765 г. (по другим данным - в 1761 г. и даже в 1768 г.), находилась на берегу пруда, напротив нынешнего драматического театра. Простояла недолго. Крестьянское восстание под руководством Е. И. Пугачева драматическими событиями коснулось Златоуста. 31 мая 1774 года, отступая от Троицка, отряд пугачевской вольницы во главе с самим Е. И. Пугачевым на короткое время занял Златоуст. Церковь и многие другие постройки были сожжены.

Первая церковь называлась Трехсвятительской во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В связи с именем первой церкви необходимо сделать разъяснения, касающиеся происхождения названия нашего города. Во многих печатных источниках, в том числе и в некоторых словарях, говорится, что построенный Мосоловыми завод первоначально назывался Косотурским, и только после возведения церкви стал Златоустовским. Это ошибка, которую нередко повторяют авторы статей, мало знакомые с документами или совсем их не читавшие. А документы говорят: еще в контракте на постройку завода, заключенном Мосоловыми в Оренбургской канцелярии в 1751 году, то есть тогда, когда и завода еще не было, имя ему было уже присвоено: Златоустовский железоделательный. Наши краеведы (Ф. Я. Яблонский, В. А. Серафимов и другие) убедительно это доказали. Название же Косотурский действительно бытовало, но как этнографическое. Однако не подлежит никакому сомнению тот факт, что имя Златоусту дано в честь известного христианского проповедника Иоанна Златоуста. Почему именно его избрали устроители завода - их дело и, может быть, еще один вопрос для исследователей.

Итак, на какое-то время после ухода войска Е. И. Пугачева верующие остались без церкви. Выручил Ф. И. Ахматов - приказчик и доверенное лицо вторых владельцев завода, Лугининых. Он приспособил для религиозных обрядов каменную часовню на окраине селения. Была ли восстановлена сгоревшая церковь, в каком виде и когда, - об этом единого толкования в источниках нет. На некоторых старинных рисунках центра Златоуста она есть, но на более поздних документальных фотографиях ее уже нет.

На горке (на улице Плеханова, где теперь Дом культуры общества глухих) стояла православная Трехсвятительская церковь, более известная под именем Никольская. Она много раз перестраивалась и достраивалась, Когда-то здесь и была та самая часовня, которую, по предложению Ф. И. Ахматова, освятили как Храм. Потом расширили до церкви с двумя престолами: одним в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, другим - во имя Николая Чудотворца. Окончательный вид, в котором она просуществовала до закрытия, церковь обрела в начале 1880-х годов. Епископ Уфимский и Мензелинский Никанор 30 июня 1880 г. провел "освящение престола и литургию в приделе святого Николая в новостроящейся Трехсвятительской церкви" (см. В. Е. Боков. Описание Свято-Троицкого Собора). К началу 1886 г. завершились работы в центральной части здания, и 26 января был освящен главный престол. Каменная, с одним куполом - луковицей и отдельно стоящей трехступенчатой колокольней, окруженная красивой оградой, Никольская церковь хорошо смотрелась с разных сторон.

Здесь, видимо, надо сказать о терминах, Православные храмы строят по определенным правилам. Каждый состоит нз трех частей: алтаря, средней части и притвора. Алтарь предназначен для священнослужителей, всегда располагается с восточной стороны здания, а главный вход - с западной. В алтаре находится престол - основная принадлежность алтаря в виде высокoгo четырехстороннего стола, стоящего на середине и предназначенного для совершения религиозных таинств. На престоле две одежды; нижняя, изображающая плащаницу, которой было укрыто тело Христа при погребении, и верхняя, обычно светлая, часто богато украшенная. На престоле находится крест, Евангелие и некоторые другие предметы культового назначения.

Заходить в алтарь, как правило, имеют право только священнослужители. Иногда храмы имеют приделы - добавочные боковые алтари со своими престолами. Престолы принято называть в честь крупных религиозных праздников и некоторых других событий, а также именами святых. По первому- главному престолу обычно носит имя и сам Храм.

Средняя часть отделена от алтаря иконостасом - стеной, на которой в определенном порядке развешаны иконы. В этой части находятся прихожане во время службы. Центральный вход из средней части в алтарь называется Царскими вратами. Притвор - это помещение перед входом в среднюю часть. Храмы бывают разные по форме: прямоугольные, квадратные, круглые. Верхние перекрытия делают в виде пирамид - шатровые или куполов - луковичные.

Главным православным Храмом в старом Златоусте был, бесспорно, Свято-Троицкий собор. Желающие подробнее узнать историю создания этого уникального сооружения могут почитать упомянутую выше статью В. Е. Бокова, опубликованную в сборнике "В граде святого Иоанна Златоуста" (Златоуст, 1991 г.). Здесь приведем лишь некоторые характеристики. Строительство Собора началось весной 1835 г. и закончилось к осени 1840 г. Автором проекта был федор Александрович Тележников. В 1831 году, после окончания Российской Академии Художеств, он получил назначение на должность архитектора Златоустовского горного округа. Под его наблюдением и по его проектам строились многие производственные и административные здания. Он же составил проект колокольни Собора, которая возводилась в 1843 - 1848 гг. "Церковь каменная, пятиглавая, новейшей римской архитектуры" - так сказано в описи для передачи Собора духовному ведомству. Имелись, кроме главного престола Святой Троицы, еще два: первый - Благовещения и левый - Александра Невского. Собор вмещал до 3-х тысяч прихожан. В 1842 году, 6 июня, в праздник Троицы, новый Храм был освящен.

Все строительные работы, включая кладку колокольни, вели подрядчик Федор Савельевич Токарев и его сын Иван - крепостные князя Урусова из Нижегородской губернии. Согласно контракту они строили Собор "на собственный капитал и от себя нанятыми людьми".

Обязательство, взятое по контракту, Токаревы выполнили и получили полный расчет. Здесь, наверное, к месту заметить, что Токаревы не только строили Собор, они еще возвели Свято-Троицкую единоверческую церковь, о которой речь дальше, построили кричную фабрику, мукомольную мельницу, лесопильню в Златоусте. Мы практически ничего не знаем об этих безусловно одаренных людях, о которых можно сказать, что они из той же плеяды самородков земли русской, как Черепановы, Бушуевы, Худояровы, Аргуновы и другие.

У читателей, которые дошли до этих строк, возникли, наверное, вопросы: что же случилось с Собором дальше, когда он исчез с лица златоустовской земли? Эти непростые вопросы в равной степени относятся и к другим культовым сооружениям, некогда украшавшим Златоуст. Ответы похожи, а потому, не размельчая весь трагизм разрушения памятников, отнесем ответы к концу статьи.

На левом берегу Ая, чуть ниже моста, по которому проходит железная дорога к заводу (АО "Булат"), находилась Свято-Троицкая церковь, известная больше под именем Тагильская единоверческая. Каменное здание церкви, пятиглавое, с отдельной колокольней строили знакомые нам Токаревы в 1841 - 1845 гг. Кто был автором проекта - документ на этот счет найти не удалось. Возможно, тот же Ф. А. Тележников. 23 ноября 1845 г. новую церковь принимал от подрядчиков К. А. Турский - архитектор из Екатеринбурга, ранее служивший в Златоусте. Петропавловская церковь, на месте которой теперь Дворец культуры "Металлург", каменная, пятиглавая, с шатровой крышей над трехступенчатой отдельно стоящей колокольней, закладывалась в августе 1870 г. и 8 ноября 1875 г. была освящена. В Ветлужской части города, близ современной трамвайной остановки "Кузнечно-прессовый завод", на площадке, где расположен магазин Ne 28, раньше находилась Иоанна-Предтеченская церковь. Чаще ее называли просто Ветлужской. Закладывалась в июне 1880 года, освящена 6 октября 1894 г. Небольшая по размерам, она несколько отличалась от других: стены украшены резным кирпичом, колокольня шестигранная с шатровым покрытием. Вокруг была обнесена оградой, в которой, по свидетельству краеведа Г. В. Свертелова, росли тополя и кедры. Еще одна церковь - Симеоновская (в народе - Семеновская) - стояла в пристанционном районе на горке, где теперь кинотеатр "Комсомолец". Деревянная, сложенная из крупных бревен, звонница с шатровым покрытием встроена была с западной стороны в корпус церкви. Дата постройки - предположительно конец XIX века. Кроме названных православных церквей в старом Златоусте были другие: Успенская - около старого Уреньгинского кладбища, великомученика Иоанна Воина - в одном из помещений тюрьмы, училищная - в здании современного техникума имени П. П. Аносова (освящена 15 июля 1899 г.), в бывшей оружейной фабрике - для работающих. На исчезнувшей Большой Барочной улице, в частном доме, находилась старообрядческая моленная.

По устным рассказам, на той же Б. Барочной и на нынешней улице Ленина были две синагоги в арендованных частных домах.

Мусульманское население города имело свое культовое здание - мечеть на углу улиц Ленина и Октябрьской, примерно на том месте, где теперь школа N 3. Одноэтажное здание, объединенное в одно целое с высокой круглой башней - минаретом, было сложено из кирпича. С галереи минарета муэдзин - служитель мечети призывал верующих в определенные часы на молитву. Выступ (ниша) в стене со стороны, противоположной минарету, называемая михраб (арабское - святилище), всегда у мусульманских храмов направлена в сторону Мекки - священного города мусульман, то есть на юго-юго-запад в нашей местности. На территории, принадлежавшей мечети, находились дом муллы и подсобные помещения. Над шестигранным куполом и минаретом возвышались изображения полумесяца - символа ислама. В предреволюционные годы при мечети была начальная мусульманская школа.

Еще при А. Кнауфе - последнем владельце завода - в Златоуст были приглашены первые мастера стальных и железных дел из Германии. Переход завода на казенное управление в 1811 г. и открытие через четыре года Оружейной фабрики ускорили процесс привлечения иностранных мастеров. В 1818 г. на фабрике работали 115 немцев, а общее их число с семьями достигло 450 человек. Все они были по вероисповеданию католики или лютеране. Условиями найма немцев предусматривалось содержание лютеранской церкви. Первые службы проходили вo временном арсенале Оружейной фабрики. На плане завода 1827 г. рядом с домом горного начальника показаны: слева - католическая, справа - лютеранская церкви. Сколько лет простояла на этом месте католическая - документов нет. Но новый католический храм-костел воздвигли на Б. Немецкой улице (ул. Ленина). Его златоустовцы называли почему-то польским костелом. Начало строительства костела неожиданно обозначилось точно, когда его ломали. Местная газета "Пролетарская мысль" 21 июня 1928 года сообщала, что при этом в земле была найдена каменная плита с надписью по латыни о закладке костела в 1864 г. Доску передали в городской музей. Увы, она не сохранилась. А на месте костела выстроили жилой дом, он и сейчас стоит под N 17. Старые златоустовцы называют его "сорокаквартирным".

Лютеранская церковь, построенная рядом с домом горного начальника в 1820-е годы, более известна как немецкая кирка. Каменное здание весьма скромной архитектуры закрылось вскоре после революции. В годы нэпа в нем была биржа труда. 21 июня 1929 г. Златоустовский Окрисполком (до 1931 г. существовала административно-территориальная единица - Златоустовский округ) передал кирку в качестве строительного материала для возведения Дворца Труда. В 1932 г. он был достроен, но получил более скромное название: "Клуб "Машстрой". Теперь здесь Дворец культуры АО "Булат" (бывший ДК завода имени Ленина).

В перечень культовых построек дореволюционного Златоуста нужно еще внести часовни - небольшие сооружения без алтарей. Источники дают разные сведения о количестве часовен, но не менее 8 перед революцией. До наших дней ни одна из часовен не сохранилась.

Из великолепного созвездия культовых зданий, многие из которых, сохранившись, стали бы теперь памятниками российского зодчества, осталась и действует одна Свято-Троицкая церковь. По архитектуре своей она не претендует на шедевр.

Что же произошло? Первая пятилетка была не только пятилеткой построения фундамента социализма, она еще была началом утраты материальных и духовных ценностей народа. Именно в эти годы накатилась волна разрушения церквей, монастырей, часовен и других сооружений. И Златоуст в этом потоке не был исключением. Документы городского архива раскрывают некоторые подробности. Приведу только отдельные выдержки в дополнение к сказанному о костеле и кирке. Малый президиум Уральского облисполкома 28 января 1929 г. постановил: "Ходатайство Златоустовского окружкома о закрытии собора и использовании здания для культурно-просветительных целей удовлетворить". Комиссия по ликвидации Собора, образованная местным исполкомом, на своем заседании 13 марта 1929 г. решила передать здание музею. Уже 1 мая музей в новом помещении принимал первых посетителей. Однако наступление на Собор продолжалось: в 1932 г. сломали колокольню, а в мае 1933 г. музею предложили переехать в бывший дом горного начальника. Осенью того же года Собор начали разрушать, и к началу ноября 1933 г. от него остались только развалины.

В конце 1920-х и начале 1930-х годов закрыли Никольскую, Петропавловскую, Ветлужскую, Тагильскую церкви - самые крупные после Собора. Были попытки приспособить церковные помещения для других целей, но успеха не достигли. И церкви одну за другой сломали. Та же участь постигла мечеть. Президиум горсовета решением от 17 июля 1935 г. передал мечеть стройконторе на слом под предлогом строительства на ее месте школы. Школу действительно построили. Уцелела пристанционная Семеновская церковь. В разные годы ее использовали то под дом техники, то под склад, а после Великой Отечественной войны вновь открыли для верующих, но в 1960 г. разобрали и ее.

Жаль, безумно жаль утерянные сокровища, памятники нашей истории. В последнее время делаются попытки, кое-где удачные, восстановить храмы. Не случилось бы только так, что при изменившихся приоритетах возрождение одних памятников пойдет одновременно с разрушением других. Не возобладал бы вновь так любимый нами, хотя и неписаный, закон маятника.

Н. А. Косиков
"Златоустовский рабочий"
25, 29 июня 1993 г.


                 Послать письмо Webmaster-у Web-Master Бернадинер Марк