По окончательной отстройке и благоукрашению
Собора горно-заводское начальство Собор передало
в ведение Духовного Ведомства.
24 августа 1842 года попечители представили горному
начальнику нижеследующую опись в три ряда (экземпляра)
о сдаче ими 31 июля 1842 года Собора
священно-церковно-служителям и ктитору под их
расписку.
При передаче Собора от попечительства и главной
конторы в духовное ведомство были отосланы
священноцерковнослужителям акты освидетельствования
комиссиями храма и иконостасов. С разрешения
министра финансов горное правление в сентябре
1842 г. предписало "определить к Собору 2 сторожей,
с отнесением расхода на счет остатков и 2 из
мастеровых к другим занятиям мало способных. Прошло два
года со времени передачи Собора в ведение духовного
начальства, и златоустовцы заметили как бы слабое
поддержание благолепия в храме, и вот доверенные от
общества мастеровые Иван Рябинин и Григорий Азеев
в июне 44 г. решили обратиться к горному начальнику
с письмом о том, что общество не видело делаемого
благоустройства в Свято-Троицкой и Трех-Святительской
церквах и имея в виду уклонение благочинного
протоиерея Ильи Петровича Попова и иерея Алексея
Боголюбова, о чем было "неоднократное настояние от
мастеровых чрез местное свое начальство у благочинного
Попова и по желанию не получили", и посему
просили его превосходительство позволить им подать
прошение на законном основании для препровождения
высшему духовному начальству.
Так как ответа от горного начальника этим решительным
доверенным не последовало, то и заявление их
осталось без последствий.
Благочинный в марте 1847 года сообщил главной
конторе, что при Свято-Троицкой Соборной церкви
кровля во многих местах повредилась, требует необходимой
поправки и окраски за два раза; по смете
подрядчика, работы оцениваются в 1308 р. 35 1/2 к.;
и посему просил поручить архитектору и попечителям
освидетельствовать кровлю и составить смету. Почетных
прихожан, на основании 12 пункта инструкции церковным
старостам, спросить, согласны ли они будут на
расходование церковных сумм на означенную поправку.
По поводу запроса главной конторы мастеровых о том,
будут ли они согласны на израсходование церковной
суммы на 1308 р. 35 1/2 к. ассигнациями или принять
оную на свой счет, мастеровые дали весьма интересный
отказ. Они объяснили письменно 23 августа 1847 года,
что "общество мастеровых от начала постройки церкви
до окончания ее, а равно при оной колокольни, пеклись
о многосостоянии ее и потому делало настояния неоднократно
чрез местное начальство у Златоустовского
благочинного протоиерея Попова, на основании 10 и
12 пунктов инструкции о допущении при высыпке
церковной суммы почетных прихожан из мастеровых,
единственно с целью знать о пользе церковной и чрез
то могли бы вразумить уклоняющихся в благородном
деле и привести всех к единогласию в пожертвованиях
от трудов своих, но из отношения благочинного видно,
что почетными прихожанами могут называться только
люди благородного сословия, а не мастеровые,
занимающиеся заводскими работами, которые будто не могут
иметь правильного понятия об отчетности церковной
экономии и что будто бы признано несовершенство
нравственности заводских людей самим высшим
гражданским правительством, а потому самому хотя главная
контора и требует от мастеровых согласия на
израсходование церковных сумм или принятия оной на счет, но
они объявляют себя безгласными, возлагая благосостояние
Свято-Троицкой церкви на попечение преосвященнейшего
Иоанникия, епископа Оренбургского и
Уфимского, которому, как объяснили, они формально
объявили в прошении, на которое решения еще не
предвидели".
Значит, мастеровые считали себя обиженными
и вломились в амбицию!
Собор был передан в августе месяце 1842 г. в ведение
Духовного ведомства по следующей описи:
ОПИСЬ
вновь выстроенной в Златоустовском
заводе каменной церкви, во имя Святыя
Живоначальныя Троицы с двумя приделами:
на правой стороне во имя Св. Благоверного
Князя Александра Невского,
а на левой по имя Благовещения Пресвятыя
Богородицы.
Церковь каменная пятиглавая новейшей
римской архитектуры, оштукатуренная
внутри и снаружи, покрыта листовым железом,
и крыша окрашена на масле малахитом,
кресты на оной деревянные, обложены
листовым железом, вызолочены на бульфорде,
на главном куполе крест с
железными вызолоченными цепями; в церкви
пол чугунный, трое дверей двойных, из коих
снаружи железные, а внутренние деревянные
столярной работы, с двенадцатью
решетками в окнах и с восьмидесятью
переплетами оконными со стеклами; вся эта
постройка коштует ассигнациями.(84037 руб.
85 1/2 коп.)
ИКОНОСТАВЫ
Все три иконостава изготовлены из
лучшего сухого соснового дерева,
малярного грунта и выкрашенные белым
чистым колером из крым-шефервейсу под
лак с полировкою дерева в лучшем виде
прочности, и в новейшем вкусе, вызолоченные
червонным полузолотниковым золотом
на полименте с различием колера и мата;
мат же золочен по серебру.
В церкви Святыя живоначальныя Троицы
В алтаре
Образ Спасителя, сидящего во славе на
престоле, писанный на полотне, в
вызолоченной на полименте раме.
Престол и жертвенник деревянные из
дубового леса.
В иконоставе
Царские врата резной работы, вызолоченные
на полименте с изображением на
них образов Благосвещения Пресвятыя
Богородицы и Евангелистов: Святого
Апостола Матфея, Луки и Марка.
В нижнем ярусе
По правую сторону царских врат: Образ
живоначальныя Троицы, на южных дверях
алтаря изображен преосвященник Аарон,
на правом клиросе образ Святых Апостолов
Петра и Павла.
По левую сторону царских врат: образ
Божией Матери, на северн. алтаре
изображены образ Святого Пророка
Моисея, на левом клиросе образ Николая
Чудотворца.
Во втором ярусе
Над царскими вратами образ в сиянии
тайной вечери; по правую сторону оного
образ Рождества Христова, над южными
дверями образ вознесения Христова, по
левую сторону царских врат образ
Сретения Господня, над северными
дверями образ Богоявления Господня,
подле оного образ Покрова Пресвятыя
Богородицы.
В третьем ярусе
По правую сторону царских врат образа:
Святых апостолов Павла и Матфея, подле
оного Филиппа и Андрея, далее Иакова
и Симона, по левую сторону святых
апостолов Иоанна Богослова и Петра, подле
оного Иакова и Варфоломея, далее Иакова
Заведеева и Фомы, выше тайной вечери
образ Воскресения Христова в полукружии
с сиянием, выше оного образ Спасителя,
сидящего во славе на престоле, с
предстоящими; Пресвятою Богородицею
и святым Иоанном Крестителем; на самом
верху иконостава деревянный
осмиконечный крест, вызолоченный. За
правым клиросом в полозоченной киоте
образ Вознесения Христова, а за левым
клиросом в такой же киоте образ
Преображения Христова. На правом
клиросе хоругвь с изображением
Воскресения Христова и Благовещения
Пресвятыя Богородицы шелковой на
малиновой материи, обложенной мишурою,
бахромою с пятью таковыми же кистями.
На левом клиросе хоругвь такая же с
изображением Святыя живоначальныя
Троицы и святого Благоверного князя
Александра Невского.
В приделе на правой стороне во имя
святого Благоверного князя Александра
Невского.
В алтаре
Образ святых: матери Софии и трех ее
дочерей: Веры, Надежды и Любви,
писанный на полотне с вызолоченной на
полименте раме. Престол и жертвенник
деревянные из дубового леса.
В иконоставе
Царские врата резной работы,
вызолоченные, с изображением
Благовещения
Пресвятыя Богородицы и четырех
евангелистов. В первом ярусе иконостава,
по правую сторону царских врат: образ
спасителя на южный дверях,
великомученника Георгия, а по левую
сторону царских
врат: образ Пресвятыя Богородицы, на
северных дверях святого апостола
архидиакона Стефана, подле оного образ
Александра Невского. Над Царскими
вратами в позолоченном сиянии резное
изображение Святого Духа в виде голубя.
Во втором ярусе, по правую сторону
царских врат, образ снятия Христа
Спасителя со креста, над южными: образ
Воздвижения Животворящего Креста, а
подле него образ бегство свят. Иосифа
и Свят. Девы Марии в Египет; над
северными дверями рождество Пресвятыя
Богородицы, а подле оного образ омовения
Христом Спасителем у апостоловых ног. В самом
верху иконостава образ тайной вечери, а над
ними деревянный вызолоченный крест.
В приделе на левой стороне во имя
благовещения 0ресвятыя Богородицы
В алтаре
Образ святых: Семиона Богоприимца
и Анны пророчицы, писанный на полотне
в вызолоченной на полименте раме.
Престол и жертвенник деревянные из
дубового леса.
В иконоставе
Царские врата резной работы, вызолоченные
с изображением Благовещения
Пресвятыя Богородицы и четырех
евангелистов. В первом ярусе иконостава по
правую сторону царских врат, образ
Спасителя, на южных дверях архангела
Гавриила, а подле него образ Благовещения
Пресвятыя Богородицы, на северных дверях
образ архангела Михаила. Над Царскими
вратами в позолоченном сиянии резное
изображение Святого Духа в виде голубя.
Во втором ярусе иконостава по правую
сторону царских врат: образ Распятия
Христа, подле оного образ Успения Божией
Матери и далее образ моления Христа
в Гефсиманском вертограде; по левую
сторону Царских врат образ Введения во
крам Пресвятыя Богородицы, подле оного
образ входа Христа Спасителя в Иерусалим.
В самом верху иконостава образ Тайной
вечери, а над оным вызолоченный
деревянный крест.
Цена всем трем
иконоставам с царскими вратами и
образами - 22500 руб.
ОДЕЯНИЯ И ЗАВЕСЫ
Одеяние: на престоле шелковых
- " - канв 1 (без цены).
- " - жертвенн. 3 - 157 - 25
- " - налоях 2 - 60 - 76
- " - столах 1 - 61 - 55 (490 руб. 55 коп.)
Завес к Царским вратам:
Большая: алая 1 - 487 - " -
голубая 1 - 223 - 57 - (1017 руб. 57 коп.)
Малых голубых 2 - 310 - " - (9 руб. 57 коп.)
Терна для одеяния 4 табуреток (1517 руб. 12 коп.)
ЛАМПЫ И ПОДСВЕЧНИКИ
медные лучшего посеребрения.
1 лампа в три яруса в 30 свечей
9 п. 33 3/4 ф. 166 р. 66 к. (1640 руб. 56 коп.)
1 семисвет. запрест. 3 п. 3 ф. (512 руб. 47 коп.)
1 лампа на спуске 5 1/2 ф. (22 руб. 92 коп.)
12 подсвечн. к иконам и друг мест.
вес. 10 ф. по 11 р. (1712 руб. 43 коп.)
1 подсвечник на жертвнн. 2 3/4 ф. (11 руб. 46 коп.)
8 налепок для свеч в подсвеч. (15 руб. 21 коп.)
Итого 23 пуда 19 5/8 фунта - 3915 руб. 5 коп.
СОСУДЫ
Потир или сосуд с финифиамом весом 192 1/2 зол.
Жертвенник
2 тарелочки
Крест складной..... 103 1/2
Серебряные вокруг
Ложечка
вызолоченная
Всего весом 3 ф. 8 зол.
Потир
Дискос
Звезда
Лжица
2 тарелоччки
Ковш. Серебряные, вокруг
вызолоченные, а потир
и звезда украшены
эмалью, в коих весу
4 фун. 31 зол.
1 кадило, серебрян.
позолоченное
1 фунт. 12 зол.
Всего весу 5 ф. 43 зол.
2 копьеца стальные, с костяными черешками
и серебряными гайками
ВОЗДУХИ И ПОКРОВЫ
1 воздух и 2 покрова, шитые жемчугом - 501 руб.
2 воздуха и 1 покров зеленого бархата, шитые
золотом - 236 руб.
4 пелены для налоев - 8 руб. 70 коп.
Всего сумма на сто четырнадцать тысяч пятьсот
семьдесят один рубль четыре с половиной
копейки (114571 руб. 4 1/2 коп.)
в том числе:
Церковное строение - 84037 p. 85 1/2 к.
Иконоставы и образа - 22500 р.
Одеяния и завесы - 1517 р. 57 к.
Лампы и подсвечники
со свечами - 4289 р. 5 к.
Сосуды на - 1430 р. 87 к.
Воздухов и покровов - 745 р. 70 к.
___________________________
Итого: 114571 р. 4 1/2 к.
РАЗНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ВЕЩИ
Медные: паникадило малое одно, сучец
один, ладанница одна, чайник один, рукомойник
один, блюдов пять н ковш один.
Железные: камфор один, безмен один,
ведер два н кружек три штуки.
Деревянные: комодов три, сундуков три и
столов четыре штуки.
Разных: зеркало небольшое одно.
Попечитель: подполковник Ахматов.
Гиттенфервалтер 10 класса
Г. Скоренков.
По сей описи приняли:
Священник Василий Переберин.
Священник Алексей Боголюбов.
Диакон
Николай Иванов Соболевский.
Ктитор Коллежский регистратор
Бобров.
Помощник ктитора
Григорий Кривощеков.