English 

Город Златоуст. На главную страничку Златоуст.Ru




Главная

Город Златоуст

Банки

Театр
"Омнибус"


Спорт

Национальный
парк
"Таганай"


Транспорт

Погода

Златоустовский металлургический завод

 

Рейтинг@Mail.ru

Карта сайта Персональные странички Ссылки
Установка кондиционеров в Златоусте и области     Дизайн интерьера в Златоусте и области


III.
Устройство иконостаса

Попечители по постройке храма 13 декабря 1838 года обратились к горному начальнику с просьбою разрешить им заказать в Москве резную работу с позолотою для трех иконостасов, а равно и самые иконы, о чем ими, попечителями, ведется переписка с тамошним художником Малаховым и имелась икона для образца; Малахов вызывался исправить те работы, доставить их в Златоуст и установить за 22500 рублей. Горный начальник полагал достаточным просить у правительства 50 т. р. на нужнейшие предметы, т. к. некоторые церковные принадлежности могут быть заведены впоследствии на счет добровольных пожертвований, а особенной колокольни в то время не представлялось надобности, ибо колокола могли быть помещены в двух главах. В таком смысле и было возбуждено ходатайство пред главным начальником Уральских горных заводов. Генерал-лейтенант Глинка от 11-го февраля 1839 г. отозвался, что в настоящее время, когда правительству предстоят значительные пожертвования для технических построек или для удовлетворения существенных нужд заводских, он не решается ходатайствовать у г. министра финансов об ассигновании значительной суммы для окончания постройки церкви в Златоустовском заводе, особенно потому, что прихожане, решась строить обширный храм, не просили прежде ни согласия, ни пособия от казны; при этом заметил, что прежде, чем приступить к постройке, должно было сообразить все способы прихожан и не допускать их на такое огромное предприятие, которое вскоре исполнить нельзя, или испросить от правительства пособие при самом начале.

Горный начальник в июле того же года вновь ходатайствовал об отпуске от казны собственно на 3 иконостаса 22500 руб. и на требование главного начальника ему были доставлены от 6 сентября рисунки иконостасов.

17 января 1840 г. получилось в Златоусте радостное известие о том, что г. министр финансов, на представление главного начальника, разрешил департаменту государственного казначейства сделать распоряжение об ассигновании Златоустовским заводам к отпуску на счет общей строительной по горному ведомству суммы на устройство иконостасов 22500 рублей ассигнациями, составляющих 6428 р. 57 к. серебром.

Претендентами на устройство иконостаса были два лица: художник Малахов и купец Карташев. Первый брал исполнить заказ за 22000 руб. Московский купец Карташев представил смету на 34600р., но без запрестольного образа, жертвенников, хоругвей, клиросов. Конечно, предложение г. Малахова было выгоднее и с ним было заключено условие.

Заключение контракта с художником Малаховым было поручено находившемуся в Москве Гиттенфервалтеру Лошаковскому с выдачею ему в задаток 5000 руб. ассигнациями. Об этом же было сообщено Оренбургскому епископу и прошено его благословение на приготовление иконостасов со святыми иконами и прошено благословение - придел вместо Вознесения Господня наименовать, согласно желания общества, во имя Александра Невского.

Вот главные пункты контракта, заключенного в марте 1840 г. Императорской Академии художником Андрианом Кузьмичем Малаховым: резьбу должен сделать по рисункам из сухого липового дерева в лучшем виде, прочности и в новейшем вкусе. Резьбу вызолотить червонным золотом с различием колера и мата. Доски для икон липовые с дубовыми шпонками. Столярную работу приготовить из самого лучшего Владимирского сухого соснового дерева. Вышпаклеванного из масляного грунта и выкрашенного белым чистым колером из крымшефервейсу под лак с полировкою. Иконы лучшей итальянской живописи, работы исполнить и поставить на место в церкви к 15-му августа 1840 г. Мастерам, посланным из Москвы в Златоуст, отвести от попечителей квартиру с отоплением и освещением, а вместо сего Малахов обязался приготовить безденежно жертвенники, престолы, 4 клироса и 2 хоругви. За все работы с доставкою в Златоуст и постановкою в церковь на место Малахов выговорил 22000 руб. ассигнациями. В задаток выдано 5 тыс. рублей. Остальную сумму получает по освидетельствовании г. Лошаковским c искусными художниками всех работ и живописи. По сделании половины заказа получает еще 6000 руб., и остальную сумму 5000 руб. получить по доставлении в Златоуст и установки на места иконостасов и икон. Если контрагент окажется неисправным, в особенности не установит на месте к 1 июля 1841 г или же при представлении икон и проч. не будет сохранено силы контракта и в них не будет той кисти и отделки, как в представленном им образе, в столярной же работе прочности, а в резьбе с позолотою искусства и тщательности при отделке, тогда начальство Златоустовских заводов имело полное право от работ ему отказать и отдать оную другим, а убытки взыскать с него по законам.

6 Января 1841 г. в Златоусте были получены посланные из Москвы художником Малаховым, при казенном транспорте с медью, иконы, золоченые: резьба для иконостасов с арабесками, медальонами, гирляндами, сияниями, звездами, крестами, капителями, царскими дверями.

Иоанникий, Епископ Оренбургский и Уфимский, письмом от 14 Марта 1840 г. благословил на переименование придела во имя Св. Благоверного князя Александра Невского и просил, чтобы как в устройстве иконостаса, так и в живописи Св. икон соблюдено было все приличие, подобающее православной церкви.

Хотя по условию столярная работа предполагалась к исполнению в Москве, но само собою понятно, везти оттуда на Урал деревянное сооружение стоило бы дорого, поэтому художник решил иконостас сделать в Златоусте. Вследствие сего просил в Июле 40 г. выдать в его счет чиновнику Скоренкову 285 р. серебром на заготовление материалов для столярных работ, что и исполнено. Для производства столярных работ г. Малахов в Августе 40 года из Москвы при обозе с медью, отправленною в Златоуст, послал столярных дел мастера Фомина с учеником, но 24 Сентября их уже, по ненадобности, отпустили обратно в Москву.

Гиттенфервалтер Лошаковский от 20 Декабря 40 г. писал из Москвы в Главную Контору, что художник Малахов при казенном транспорте с медью, за присмотром двух мастеровых, послал для иконостасов иконы, резную золоченую работу, на 6 подводах наложено 165 пудов, за которые извозчикам провозной платы следовало по 3 р. 25 к. с каждого пуда, в то число уплачено г. Малаховым 391 р. 87 1/2 коп., а остальные ассигнациями 144 р. 37 1/2 коп. просить контору выдать за счет Малахова; 2-й транспорт из Москвы художником Малаховым был отправлен вместе с обозом казенной меди 7 Февраля 1841 г. с резною работою для иконостасов.

По описи значилось отправленными:
1) Небольшие царские врата.
2) Для иконостаса разные золочения.
3) Золоченые херувимы.
4) Яблоко под крест и арабески золоченые.
5) Две хоругви, писанные на штофе с золоченою уборкою.
6) На киоты резьба золоченая.
7) Подлинные два рисунка настоящему иконостасу.
8) Две иконы храмовые: Благовещения и Александра Невского, были посланы при первом обозе, а в реестре пропущены были.
С обозом был послан мастер Богданов.

По освидетельству архитектором Тележниковым присланных Малаховым предметов оказались несоответствия с рисунками: карнизы всех иконостасов не согласны с рисунками; на царских дверях большого иконостаса все пять рам по условию должны быть резные из винограда, цветов и плодов, сделаны без резьбы с валиками и галтелью, на капителях малого иконостаса вместо херувимов вырезаны морские раковины и т. д. Все эти неисправности, по распоряжению горного начальника, порядились переделать здесь Московские мастера Малахова за выпрошенную ими цену за 5000 рублей.

На 19 Сентября 1841 г. состоялось по главной конторе определение: о неисправностях, дав знать гиттенфервалтеру Лошаковскому, предписать объявить художнику Малахову, чтобы он требуемое для окончательной отстройки иконостасов количество золота и лаку с образами в возможной скорости доставил сюда, в противном случае он будет вытребован сюда чрез г. Московского военного генерал-губернатора. А как мастер Фомин подрядился исправить и окончить дело за 5000 руб., между тем Малахову всего причитается в уплату 3263 р., то предписать недостающую сумму 1737 р. немедленно выслал бы Малахов сюда.

Лошаковский в Октябре 41 г. писал: Малахов не отказывается всю работу иконостасов докончить свято по данному условию и готов исправить оную, может быть, по недоразумению допущенную его мастером, живущим в Златоусте; он жалеет крайне, что его мастер Фомин довел оное невыполнением до неудовольствия начальства, причем просил оказать ему снисхождение за медленность, по обстоятельствам заглазным, без присмотра самого хозяина и по дальнему расстоянию от переписки случившейся, которая часто от Фомина доставляема была неудобопонятна. Завинился Фомин в том, почему он, имея рисунки, работая в Златоусте, карнизы сделал не согласно им. Живописец внес серию ассигнациями в 250 руб. с % в распоряжение попечителей для выдачи его мастерам на содержание. Относительно меры двух образов, для клиросов, кажется, есть ошибка, потому что ширина больше вышины.

Сам Малахов сделал представление Лошаковскому, в коем объяснял, что от исправления недостающего золочения он не отказывается и нужное золото 100 книжек и лаку 2 пуда непременно вышлет в самой скорости и в число этого уже отправил в прошлом месяце золота 30 книг и лаку 1 пуд. Образа постараюсь написать с удовольствием. Для хоругви прибор с завтрашнею почтою, а медальоны в большинстве иконостас с предбудущею почтою отправлю. Затем он просил о вышеизложенном к успокоению начальника и прихожан донести, что он никак и никогда не думал быть неисправным, а истинно желает оказать его услуги по сему заказу так, чтобы начальство Златоустовских заводов было им вполне довольно, надеясь совершенно оправдать себя точным исполнением условия, не доводя до убытка прихожан. Просил художник доделку иконостаса Фомину за 5000 р. не отдавать; он как честный человек выполнит условие в самой точности и в дополнение истинного его желания остаться хорошим исполнителем условия оставлял всю сумму, следуемую за иконостасы, пока не сдал их попечителям.

Главная контора в конце Октября 41 г. в разрешение этого дела дала знать художнику чрез Лошаковского, что ошибки в размерах икон нет, посему поручалось ему написать иконы; а Московских мастеров удовлетворить из 250 руб., а что не достанет, то за счет художника, которому денег не выдавать до особого распоряжения.

Так как постановка всех 3-х иконостасов приведена к окончанию, кроме небольшой части позолоты, поэтому с 5-го января 42 г. московские мастера Насеткин, Яковлев и Волков отпущены в Москву с выдачею им открытого листа.
16 января 42 года Лошаковскому в Москву отправлено листовое золото.

К февралю 1842 г. постройка, установка и украшение иконостасов были окончены, посему коллежскому секретарю Стяжкову, архитектору Тележникову и коллежскому регистратору Иванову было дано от горного начальника поручение освидетельствовать иконостасы.
Комиссия от 12 февраля донесла, что по освидетельству иконостасов при депутатах с духовной стороны оказалось следующее: 1) Иконостасы устроены против контракта и рисунков во всех частях сходственными без малейшего отступления, как дело их по столярной работе, в резьбе, позолоте, при покрытии лаком и установлены на свои места прочно, так равно и все при них иконы написаны правильно и никаких недостатков не замечено, кроме что не поставлено четырех икон, которые уже находятся в дороге, отправленными из Москвы. 2) По контракту заключено построить 4 клироса, но их сделано 2, с незначительным против рисунка отступлением, приготовление же остальных 2-х клиросов оставлено, за неудобностию места к постановке их. 3) Сверх рисунка на большом иконостасе прибавлено по концам оного фриз 6-ть позолоченных медальонов и несколько резных арабесков. Подписали: коллежский секретарь А. Стяжков, Архитектор Ф. Тележников, коллежский регистратор В. Иванов. Священники: Переберин и А. Боголюбов.

По окончательному расчету с Малаховым, по сдаче им подряда, ему причиталось выдать 1078 рублей. Как видели по устройству иконостасов выходили недоделки, почему был поряжен исправить работу мастер Ферзиков, оценивший ее в 3940 руб. и считавший еще дополучить денег 981 руб. Однако, по осмотру коллежского секретаря Стяжкова и архитектора Тележникова, оказалось излишней работы, сделанной Ферзиковым, только на 1790 руб., посему по постановлению главной конторы за 30 апреля 1842 г. разрешено выдать пока просимую Ферзиковым сумму 500 руб.

Против выдачи денег Ферзикову возражал художник, писавший, что лишнего сделано Ферзиковым сверх условия он не знает; равно на обратный проезд просил денег Ферзикову не выдавать, потому что он остался в заводе для своей уже работы, а не по его делам, и, если бы не имел он подрядов, мог бы возвратиться в Москву с мастеровыми, коим для сей надобности куплена была лошадь с продовольствием на счет его, художника; причем просил выдать ему, Малахову, остальную сумму. На требование горного начальника об оценке излишне сделанного Ферзиковым попечители представили два ящика с резьбою и медальонами, оказавшимися негодными, для отсылки их обратно Малахову.

Художник живописи Малахов прошением от 6 Апреля 1842 г. из Москвы изъяснял на имя горного начальника, "что предписание его превосходительства, от 20 февраля, посланное к г. гиттенфервалтеру Н. В. Лошаковскому, чтобы объявить ему об исправном принятии трех иконостасов для Златоустовской церкви, согласно условия им поставленных, - все оное ему объявлено и копии с расходных книг выданы, при сем он в обязанности находился принести его искреннюю благодарность его превосходительству и гг. попечителям сооружения храма, за поручение, которым он воспользовался при окончании иконостасов и за неостановление во время бытности в заводе его мастеров, которые за сию милость они и его благодарили".
Далее писал: "В предписании вашего превосходительства упомянуть соизволили, что сверх контракта сделано мною излишнего, чему и рисунок с мерою ему доставлен, но он и в таких обстоятельствах и расстроен от производства трех иконостасов, что сей лишней работе положить истинной цены не может, а представляет на милостивое его и попечителей усмотрение; следующие же статьи истинно поясняют: 1) что понес он убытка от уничтоженного лажа более 6000 руб. 2) один мастер Ферзиков требует с него за лишнюю работу ассигнациями 1640 руб. 3) прочие мастеровые, при устройстве иконостаса находившиеся, за лишнюю работу и время составят ему до 2000 руб., кроме суммы, которая им по справедливости следовала и заплачена сполна. 4) и за пересылки вещей в завод, платить возчикам вдвое против того, как предполагал, основываясь на платимых ценах пред сим, и, наконец, содержание мастеровых, по уничтожении лажа, по неурожаю хлеба, все было дороже и мне причинился двойной расход при выполнении дела по контракту от меня данному, а потому вышеизложенные обстоятельства стеснили меня, конечно, не от лишков больших в работе произведенной, а от случившихся обстоятельств в одно время и для того повергал на милостивое его превосходительства воззрение, уверяясь, что по справедливости и добродетели он не допустит его до чувствительного расстройства, оговариваясь, что, конечно, не вправе того требовать и если бы хотя несколько было сносно, он не смел бы его особу и гг. попечителей беспокоить, но ему тяжко перенести потерю более третьей части суммы того, что им взято за оную работу".
Далее просил "о художестве снабдить его аттестатом с объявлением в газетах о выполнении им по условию иконостасов и сделать его с праздником, равным его милостей, которых он с восторгом ожидать честь имеет".

В разрешении этого плачевного прошения был выдан свободному художнику Малахову аттестат от 12 июня 1842 г. в том, что он исправно соорудил иконостасы и как в столярной работе, так и в резной и позолоте, а также и в писании святых икон с рисунками во всех частях сходственно, в новейшем вкусе и с прочным установом на свои места. Для публикации в газетах написано: "что по освидетельствовании иконостасов, сделанных согласно рисунков, начальство за искусственность художника Малахова в выполнении работ, в особенности за отлично сделанную резную и позолотную работу считаю себе за долг изъявить ему свою признательность".

Николай Васильевич Лошаковский за удачное выполнение поручения по приисканию художника, наблюдение в Москве за исполнением работ и за ведение денежных расчетов с художником Малаховым получил изъявление ему признательности и благодарности со стороны горного начальника.

Постройка иконостаса с установом и живописью продолжалась 2 года.
Величественный главный иконостас представлял для своего времени замечательное художественное произведение. Стоимость 3-х иконостасов обошлась в 22000 рублей ассигнациями или около 6500 рублей на серебро. Конечно, это очень дешево. Как оконченное постройкою, по существующим порядкам, нужно было записать имущество на приход и по сему предмету Уральское Горное Правление 26 апреля 43 г. писало, что хотя горный начальник находил правильнее иконостасы, построенные на особо ассигнованную от казны сумму, причислить к церковному имуществу, ибо тогда поддержание его должно относиться на счет казны, но горное правление находило, чтобы какие бы то ни было в заводе сооружения должны причисляться к общему казенному строению; поддержание же иконостаса и самой церкви должно оставаться на счет прихожан, как это делается по прочим заводам хребта Уральского. По сему 22500 руб. ассигнациями или 6428 руб. 57 коп. серебром, употребленные на иконостасы, записать на приход в строительную сумму.

В мае 1845 года были окончены работою иконостасным мастером Гаврилою Ферзиковым: балдахин с гробницею, согласно условия и плана; за что ему и уплачено 1850 руб. ассигнациями.

В 1844 г. попечителем полковником Ахматовым пожертвована плащаница в 2200 руб. ассигнациями.

Во время ярмарки 1846 года купцы и мещане пожертвовали на покупку двух образов для пролетов над малыми алтарями 255 руб. 22 1/4 коп. ассигнациями.


Назад к Главе II. Вперед к Главе IV.

                 Послать письмо Webmaster-у Web-Master Бернадинер Марк