ОПИСАНИЕ
ЗЛАТОУСТОВСКОГО
СВЯТО-ТРОИЦКОГО
СОБОРА
Составил В. Е. Боков,
Действительный член Оренбургской и Пермской
ученых архивных комиссий.
Уфа,
Губернская типография.
1904.
Посвящаю сей мой архивный труд
высочайшему Отцу Протоиерею
Стефану Яковлевичу Комарову.
Автор.
Введение
В непроходимых лесных дебрях, в кручах Уральских гор,
благодаря обилию железных и медных руд, в 1754 году был
основан жителем города Тулы купцом Максимом Мосоловым
завод КОСОТУР на реке Ай, в пределах Оренбургской
губернии.
Аборигены страны - башкиры, продавшие задаром свои
земли с лесами, покосами и рудниками, были отброшены за
заводскую грань и на заводе поселены русские переселенцы-крестьяне,
как собственные крепостные заводчика, так
и купленные у помещиков.
В 1765 году владельцем завода была построена в Косотуре
деревянная церковь во имя Трех Святителей: Василия
Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С этого
времени Косотурский завод переименован в ЗЛАТОУСТОВСКИЙ.
В 1768 году завод перешел во владения Тульского купца
Илариона Лугинина.
В 1774 году церковь сия была сожжена Пугачевым.
Вот как об этом доносили заводские служащие:
"31 мая 1774 года, по полуночи часу в шестом, подошед
к Златоустовскому заводу известный злодей и общего порядка
нарушитель Пугачев со своею воровскою партиею с большим
числом русских и иноверных народов и, обступя оный завод со
всех сторон, зажег и привел как Святую церковь, так и фабрики
и обывательские дома в пепел".
В "Истории Пугачевского бунта" А. Пушкина упоминается
о том, что Пугачевым были сожжены церкви в Златоустовском
и Саткинском заводах.
После Трех-Святительская церковь была возобновлена
и потом был пристроен придел во имя Святого Николая
Чудотворца.
От Лугинина заводы перешли к Московскому купцу Кнауфу,
а от него в 1811 году во владение казны.
На заводах всегда преобладало православное вероисповедывание,
но бежавшие на Урал от преследования раскольники
распространяли свои лжеучения и на православных. Их
преследовали, молельни закрывали, богослужебные книги
и иконы секвестровали, но благодаря скитам, сокрытым
в диких, непроходимых лесах и недоступных горах: Юрминских,
Таганайских и других, раскол поддерживался.
Православные теснились в Трех-Святительской церкви, иногда
не находя в ней свободного места, не могшей вместить всех
молящихся, и вот они в 1834 году, движимые религиозным
чувством, избирают из среды своей доверенных для возбуждения
пред горным начальством ходатайства о постройке
нового обширного храма-собора. Управление горными заводами
того времени было на особом положении. Оно было
изьято из общего гражданского управления и организовано на
особых началах (в духе военных поселений), по которым
население всецело подчинялось одному горному начальству,
от коего зависело все благоустройство народное, от которого
зависело и разрешение строить новый храм и сбор денег - ибо
жители управлялись горным начальством по воинскому
и специально горному уставам и полковничей инструкции.
Высшие должностные лица имели военные чины, служащие
и рабочие считались нижними воинскими чинами.
На заводах были: своя полиция, свои больницы, богадельни,
школы и свои церкви, содержимые на счет заводов.
Так, по Высочайше утвержденным 11 Мая 1847 года штатам
в Златоустовском заводе состояло Православного духовенства:
Протоиерей 1 с содержанием в год 360 р.
Священников 2 с содержанием в год по 270 р.
Диакон 1 с содержанием в год 150 р.
Причетников 4 с содержанием в год по 48 р.
8-ми певчим добавочного жалования по 12 р.
Просвирен 2 с содержанием по 24 р.
Старост 2 с содержанием в год по 15 р.
Причетники, кроме того, получали еще пайки (ржаною
мукою) на себя и жену по 2 пуда и на детей по 1 пуду - в месяц.
Руги с горнозаводского населения не полагалось.
В 1849 году с Высочайшего соизволения прибавлен третий
священник.
Таким образом свидетельствуется, что в Златоустовском
заводе до 1834 года была одна Православная церковь и затем
прихожанами возбуждается ходатайство о постройке нового
обширного каменного Храма.
В каком виде последовало разрешение, на какие суммы, как
и когда строился Храм и во что постройка и благоустройство
оного обошлись - все это составляет предмет настоящего
описания.
В. Е. БОКОВ.